Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Дома в Санкт-Петербурге - часть 2 продолжение

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 часть 2 продолжение 
Районы Санкт-Петербурга Серии домов

Серия 1ЛГ-606. Первая панельная девятиэтажка

    Часть 1 о домах 1ЛГ-606

    Продолжение части 1 о домах 1ЛГ-606

    Часть 2 о домах 1ЛГ-606

Глава 5. Мозаики подъездов

    Мозаики для новостроек Ленинграда 1960-х годов – не редкость. Они появлялись очень много где и в разных техниках исполнения. Среди общих объектов – это ресторан «Олень», станция метро «Маяковская», бассейн у дома бытового обслуживания на Нарвском проспекте и пр. В жилищном строительстве в связи с массовым применением ковровой керамики для облицовки панелей разный цвет плитки позволял создавать разные рисунки и цветовые переходы, поля, зоны. В жилищном строительстве это чаще всего ограничивалось только разным цветом панелей. Но иногда и создавались настоящие рисунки – панно «Мир» на доме серии ОД на улице Седова, композиция «Чайка» на доме серии ЛГ-502 там же и ряд других. Но оформление панели цветной керамикой у всех подъездов зданий серии – это встречается только у серии ЛГ-606. Никогда – ни до, ни после этой серии в таких масштабах не подходили организованно к оформлению целенаправленно каждого подъезда определенного цветового орнамента. Чаще всего в пределах одного здания один рисунок, однако, есть ряд зданий, где применяется два рисунка – они чередуются друг за другом. Все мозаики набирались одним цехом на территории Невского ДСК (ДСК №6). Первые эксперименты с цветом были произведены на панелях серии 1ЛГ-507, когда в торцах на цветном фоне стали появляться разного рода черточки и линии. У домов серии Э5-58 добавилась яркая цветная карнизная лента, а цветные панели (красные, рыжие, голубые, зеленые) стали собираться в поля, которые формировали свой рисунок.

    Итак, изначально панели у всех входов всех зданий были облицованы плиточкой. Автором произведен осмотр всех зданий спустя 50 лет после начала строительства серии – весной и летом 2016 года и собран каталог сохранившихся не переработанных рисунков (не закрашенных, не заштукатуренных и не перелицованных другим материалом).
    Всего по состоянию на 2016 год из 161 выстроенных зданий серии с оригинальными подъездами осталось 56 зданий. Но, следует иметь в виду, что у домов, где первые этажи заняты встроенными учреждениями изначально, эти панели с мозаикой не монтировались. Оно и понятно, поскольку эти этажи формировались из кирпича. Таким образом, из 161 дома общего числа, на 34 зданиях мозаики не монтировались изначально. Получается, что 56 сохранившихся с мозаиками домов следует рассматривать из 127 бывших с мозаиками с момента постройки. То бишь, сохранилось спустя 50 лет около 45 % установленных мозаик входов.
    С высокой долей вероятности можно утверждать, что среди оставшихся не закрашенными рисунках мозаики мы можем встретить все виды и расцветки, применявшиеся комбинатом в процессе строительства этих домов. Учитывая, что такой разнообразный набор мозаичного оформления входа имеется только у домов серии ЛГ-606, можно осмотреть их подробно.

    Исторически можно проследить некоторую эволюцию этих форм рисунков. В самом первом году (1966) рисунки были абстрактными и даже хаотическими. К 1968 году рисунки стали осмысленными и появились даже тематические рисунки с солнышком. К 1970 году тематические рисунки исчезли, зато значительно обогатился набор разного рода орнаментов с активным включением всех цветов мозаик. В 1971 году они еще разнообразны, но новых рисунков уже не появляется, а с 1972 года все рисунки исчезают, оставляя плитку одного цвета (преимущественно желтого) и иногда разбавляя ее в строгом геометрическом рисунке плиточкой красной тональности.
    А теперь посмотрим наглядно на все применявшиеся образцы. Имеет смысл рассмотреть в порядке степени усложнения рисунков – от самых простых монохромных к самым сложным. Представляющим собой конкретный рисунок.

     I - Самые простые - это панели, облицованные ровными рядами плиточкой ковровой керамики строгими рядами одного цвета. Они бывают следующего цвета:

     Черный

    Данный цвет, конечно, самый мрачный и неинтересный, хотя имеет и ряд своих преимуществ: на фоне светло-кремовых панелей контрастно выделяется, обозначая входную группу, имеет такой же характер облицовки, что и у панелей подвала, составляя, таким образом, единое с ними решение. В целом, применение такой плитки не обладает сильной выразительностью и не служит характерным примером именно для данной серии. Черные панели были смонтированы и сохранились в таком виде по следующим адресам: 1- Улица Петра Смородина, 20 2- Проспект Энерегетиков, 35-1 (половина входов) 3 – Проспект Энергетиков, 31 4 – Полюстровский проспект, 9 5 – Светлановский проспект, 74-1 6 – 2-я Комсомольская улица, 40-1 7 – Улица Димитрова, 12-2 8 – Купчинская улица, 17-4 9 – Пловдивская улица, 3-2
     2 – желтый Довольно примитивный цвет плиточки – желто-лимонный, или солнечный. Не входит в типичный цвет для серии (эта плитка характерна для серий ЛГ-504Д и ЛГ-602), однако применялся в монтаже домов в течение 1972-1973 годов на севере города.

    Адреса домов, в которых установлены панели с данной плиточкой: 1- Улица Вавиловых, 4-1 (2 дома) 2- Улица Вавиловых, 4-2 3 – Улица Вавиловых, 8-1 (2 дома) 4 – Улица Вавиловых, 8-3 5 – Проспект Художников, 33-1 (3 дома)
     3 - Синяя. Очень удачный цвет для серии. К сожалению, сохранился только один дом с плиточкой такого цвета – это дом на улице Софьи Ковалевской, 4-1

    Этот цвет к тому же. Успешно сочетается со светло-синей керамикой ограждений балконов у этого здания, что приводит к созданию эффекта стилистического единства оформления фасада. На этом, к счастью, заканчивается перечень одноцветных панелей с плиточкой, выложенной в строгом порядке и одного цвета. Следующие формы усложняются в двух направлениях:     II – Двухцветные композиции из ровных рядов плиточек
 

     4 – Желтый и красный. Здесь мы имеем два варианта – у самого первого дома и у последних домов на проспекте Луначарского.

    Этот дом был самым первым у серии. Как видим, также простейшее оформление – красные полоски на густом желтом фоне. Ассоциативный ряд к такому трудно выстраивать. Радуют только яркие выбранные цвета. Такой рисунок встречается только на этом доме.

     5 - А эта двухцветная композиция появилась уже на излете серии – в 1974 году. Здесь плиточка выложена в шахматном порядке красной с желтой, только она не квадратная в плане, а прямоугольная, вытянутая по горизонтали. Следует признать, что получился довольно гипнотический рисунок. Не отличается особой выразительностью. Такие панели можно встретить на трех домах по проспекту Луначарского (№№66-2,68-2 и 70-1), двух по проспекту Художников (19 и 23) и двух на проспекте Культуры, 22-1. Итого – 7 зданий.     III – Двух- и трехцветные хаотические композиции

    Самая многочисленная группа, поскольку использовалось огромное количество сочетаний цветов.
     6 – из оранжевой, красной и белой крошки

    Довольно распространенный вариант. Встречается часто в первом году строительства серии (1966): Северный проспект, 87-1 и 89-1, улица Карпинского, 34-6 и Киришская улица, 5
     6а – можно рассматривать как варианты предыдущей облицовки – из красной, желтой, белой и черной крошек…

    Карпинского, 38-2 и Северный проспект, 91-1
     6б - …И в другую сторону – по мере увеличения ярко-красной крошки появляются такие образцы, как на Светлановском, 97

    И самый красный в этом ряду – образец на проспекте Просвещения, 104

     7 – зеленый двухцветный. Достаточно редкий представитель. В сочетании со светло-зелеными балконами выглядит очень свежо. Набран крошкой двух цветов – темно-зеленого и светло-зеленого цвета.

     8 – Двухцветная крошка голубого (светло-синего) с белым цветом. Довольно распространенный «морской» образец оформления панелей входных групп. Проспект Энергетиков, 30-1.

    Точно также (только у некоторых домов синий цвет крошки бывает чуть темнее) оформлены подъезды домов на Северном проспекте, 85-1, улице Софьи Ковалевской, 13-2, на улицах Крыленко, 5-1 и 21-2, Тельмана, 40, Учительской, 19-2 и Брянцева, 28.
    Сюда же можно отнести и образец на Гражданском проспекте, 108-1, но он любопытен тем, что в его хаотический разброс добавлено несколько искорок крошки коричневого цвета.

     9 – двухцветный розовый Облицованы по принципу двухцветного зеленого. Такой дом один, и он интересен также тем, что он единственный, у кого этот розовый цвет введен и в ряд панелей на магистральном фасаде здания. – это дом на улице Маршала Тухачевского, 37.

    К сожалению, есть только такой кадр. Скоро, видимо, закрасят и этот последний кусок этого типа мозаики.

    IV – Оформленные геометрические орнаменты

     10 – Орнамент по принципу домотканых половиков Ярославской и Вологодской областей XX века. Тематически к входной панели этот рисунок подходит как ни к какому другому элементу здания. Встречается такой рисунок только в доме на Проспекте Энергетиков, 35-1.

 

     11 – г-образный рисунок из черточек. Монтировался только в 1970 году и только в двух домах.

    В представителе на Гражданском проспекте, 110-1 «поток» черточек с г-образными элементами вытянут в вертикальном направлении (сверху-вниз). А во втором представителе – на Замшина улице, 27-4 монтажники ДСК эту панель «повернули» - смонтировали под углом 90 градусом по отношению к вышеприведенному примеру. То бишь, вот так:

    В этом доме (на Замшина, 27-4) встречаются не только такие, «повернутые» черточки, расположившиеся горизонтально, но и следующий орнамент:
     12 – «мурманский пейзаж» - каскадный поток небольших желтых и синих пластин-«домиков» на красном общем фоне. Встречается только в двух подъездах одного здания – Замшина улица, 27-4.

     13 – «Кавказские горы» - сочетание ромбовидных фигур четырех цветов, собранных в полосы – синего, голубого, зеленого и белого цветов. Встречается только в одном квартале в двух домах.

    И тоже с чередованием подъездов – один подъезд выполнен чисто черной плиткой, а один – этим интересным узором. Эти два дома – это Бестужевская улица, 31-1 и Замшина улица, 25-2.
     14 – математический узор. Представляет собой узор матричной елочки из сочетания разного рода и цветов квадратов. Встречается только в единственном доме – на улице, к названию которой такой узор подходит очень органично – Софьи Ковалевской (дом 5-6)

     15 – Черно-белая композиция «Время».

    Монтировалась только в 1971 году и встречается только в трех зданиях: Улица Софьи Ковалевской, 5-7, Проспект Науки, 28-3 и улица Ушинского, 18. Достаточно интересный орнамент, не лишенный элемента оптической иллюзии.
     16 – Композиция «Город» - на красном плиточном фоне выложены более светлые (белые и бежевые) прямоугольники разных размеров и конфигураций. Общий рисунок напоминает (особенно издалека) нагромождение разного рода объявлений, наклеенных на красную стену. Поэтому композиция не бесспорная (к тому же, довольно простая в исполнении), однако, тем не менее, достаточно живая и любопытная. Встречается только на одном доме – Северный проспект, 77-1.

    Появилась в 1968 году, одновременно со следующей, самой высокой вершиной мозаичного творчества на подъездах серии ЛГ-606:
     17 – История «Жизнь солнца». Единственная мозаика со вполне конкретным рисунком, понятным и детям с первого взгляда. Состоит из двух композиционно схожих рисунков – «день» (солнце бодрствует) и «ночь» (солнце спит). Но начинается она с общей картины «Солнце в мире звезд».

    «Солнце в мире звезд» - эта мозаика установлена только на доме 73 по Северному проспекту.
    А две остальные («День» и «Ночь») – установлены на этом доме и доме на улице Вавиловых, 13-2.

    Композиция «день».

    Композиция «Ночь».
    Это самая осмысленная и самая интересная работа мозаичистов ДСК-6. На ней и следует остановиться и завершить рассмотрение представителей домов серии ЛГ-606.
    Вот такие мозаики сохранились спустя 50 лет после начала монтажа зданий серии ЛГ-606. Сохранность среди них разная. Как ни удивительно, лучше всех (10 из 12) сохранились мозаики самого первого года их монтажа – от 1966 года. От 1967 года ничего не сохранилось (из 12 зданий). В 1968 году мозаики достигли своего пика – это рисунки с Солнцем. В 1969 году монтировались только панели с хаотическими цветовыми полями. А вот в 1970 и 1971 году вышло множество всяких разных геометрических узоров и орнаментов. С 1972 года все панели стали монохромными и довольно примитивными.

    PS В 1974г. завершилось строительство домов 606 серии первого поколения. К тому моменту город активно застраивался домами 1ЛГ-606М которые с просто 606 имели мало общего. Иные панели на две комнаты, иная конструктивная структура, совсем иные планировки./.но это уже другая история.

Автор: Дмитрий Гусаров