Ленинградская панель: первый опыт.

     Как во всей стране, во всем СССР, так и в Ленинграде, продолжаются поиски и пути решения быстровозводимого и дешевого жилья. Особенно остро эта проблема встает после войны. Сначала развитие получает Крупноблочное строительство (в Ленинграде – с 1931 года), а впоследствии – панельное.

     Напомню – главное отличие панели от блока – размеры. Как правило, в блочном строительстве стены (как наружные, так и внутренние) слагаются из нескольких блоков на высоту этажа, то в панельном – из одной панели по высоте этажа. Логичным развитием этой системы является появление сантехкабин, лифтовых кабин и многих смоноличенных из панелей узлов здания. Апофеозом в этой системе являлось объемно-блочное строительство (когда монтируется сразу изделие в виде целой комнаты). Появление и развитие панельного домостроения обуславливалось только наличием специальной техники по производству такого типа деталей и их монтажа (разного рода краны, отливочные стенды и пр.). Система панельного домостроения дает значительную экономию в трудозатратах и скорости монтажа при сохранении высокого качества изделий и гарантированного качества монтажа.

     Итак, когда же Ленинград освоил эту передовую технологию? Здесь конечно да, Ленинград не являлся пионером. Первые панельные дома в России были выстроены в городе Берёзовском, который находится в 12 км. к северо-востоку от Свердловска (ныне Екатеринбурга). В 1945 году там был построен одноэтажный дом. Более подробно о панельных домах на Урале.

     Почему именно там? Потому что вся производственная база строительства во время войны (в том числе и инженеры) были переведены на Урал. С 1945 по 1949 года там же было выстроено множество двухэтажных панельных зданий. В 1947 году панельные здания появились в столице, в Москве. И, с начала 1950-х годов, панельные здания стали появляться в других городах Союза. В 1951 году – в Киеве, и только в 1955 году – в Ленинграде.

     Почему только в 1955 году? Это обусловлено рядом причин:
     1 – сильное развитие блочного строительства. Покуда архитекторы и инженеры не исчерпали полностью плюсы блочного строительства, они не могли перейти к новой технологии;
     2 – недостаточное развитие строительных технологий. База для панельного домостроения была готова только к 1954 году (завод ЖБИ №5);
     3 – Обособленностью проектировочных мощностей (институтов) от общесоюзных – опыта проектирования панельных домов Ленинграду было взять почти не откуда;
     4 – довольно развитые к 1950-м годам мощности кирпичных заводов – заказы получали только они.

     Ну, а к необходимостям, которые обусловили претворение в жизнь идею панельного домостроения в Ленинграде стали (кроме безусловно лидирующей экономичности):
     А – прогрессивность технологии (ее развитие в Европе и новые формообразующие возможности).
     Б – директивные постановления Москвы о «дальнейшей индустриализации».

     Итак, первый панельный, а если точнее: крупнопанельный бескаркасный с продольными несущими стенами жилой дом строится в Ленинграде в 1955 году по экспериментальному проекту.
     Авторы – архитекторы А.В.Васильев и инженер З.В.Каплунов, довольно опытные и плодовитые мастера, которые рискнули запроектировать первый новый дом. Вот он на бумаге:


Рисунок из «Ежегодника ЛОСА», М.-Л.: Стройиздат, 1955

     Вот и сам проект:

     Решено было построить его в Щемиловке, в квартале 116/4 – по адресу улица Полярников, 10. Сооружение дома началось в мае 1955 г.

     Так этот дом выглядел на момент его пуска в эксплуатацию:


Фото 1956г.

     Заметьте – различия между проектом и реализацией минимальны, что для архитектуры как искусства довольно редко встречается. Ну уж и сразу для сравнения – а вот так он выглядит в 2013 году:


     Небольшое литературное отступление – даже на первый взгляд дом довольно спокойных и скромных очертаний, думаю многие согласятся. Но, выводы чуть позже.

     Ну а теперь – техническое описание этого экспериментального дома.

     Для строительства опытного крупнопанельного дома был выбран участок, ограничивавший длину здания примерно 40 метрами. В связи с этим, дом был запроектирован двухсекционным (двухпарадным) – из двух несимметричных трехквартирных секций.

     Вот этот участок и вот этот дом (помеченный красным):


Схема планировки квартала 116/4

     То бишь, здание возводилось уже тогда (как сегодня бы сказали) в уплотнительном порядке.
     Почему так? Это было сделано в силу ряда причин. Главная – «необкатанность» технологии и не очевидный результат. Никто не знал, пойдет ли проект в серию и будет ли формировать собой магистрали. Одним словом, эксперимент. Во-вторых, необходимо было отработать сразу и возможность строительства таких зданий в любых условиях, независимо от конфигураций участка и условий его стесненности. Всего двухсекционник (небольшой дом уже по тем временам) чтобы сразу проверить по максимуму «периметральные» фасадные возможные проблемы – протечки, нестыковки и пр. (возможные теоретически). Одним словом, это был осторожный эксперимент. Сдержанный.

     Строительство по типовым проектам к 1955 году достигло уже значительных размеров. Точную цифру назвать сложно, но сборность (изготовляемость на заводе) многих элементов (плиты перекрытий, лестницы и пр.) к 1954 году по ряду проектов достигало 70-80%. Да и кирпичные фасады многих тогдашних зданий компоновались по типовым секциям (об этом смотри историю кирпичного и блочного домостроения). Поэтому, и для первого панельного дома за основу приняты типовые секции для жилых пятиэтажных зданий, утвержденные для строительства в Ленинграде в 1955 году. Только торцевые части секций пришлось сделать нетиповыми (более короткими) в силу конфигурации участка.

     Какая конструктивная схема была положена в основу здания? Какие конструктивные элементы стали несущими? Здесь была выбрана схема бескаркасного дома с продольными несущими стенами. Как это выглядит? Проиллюстрируем это схемой.

     В данном случае была выбрана схема под литерой «г». Более жирным черным цветом выделены несущие элементы – на схеме хорошо видно, что это продольные стены.
     По первому пути (полному несущему каркасу) тогда строились дома в Москве, Киеве и США (Питтсбург, Нью-Йорк, Чикаго).
     По второму (бескаркасные дома с несущими поперечными стенами) – дома в Магнитогорске, Березниках, Выксе, на Октябрьском Поле в Москве и Мурманске.
     Третий путь был избран в Ленинграде, нигде ранее не применявшийся. Надо отметить, что по некоторым данным (П.Ф.Дроздов, «Проектирование крупнопанельных зданий»,1967), применение домов с продольными несущими стенами менее выгодно по расходу бетона и стали, чем дома с поперечными несущими стенами.
     А четвертый путь – схема «неполного» каркаса применялась в самых первых домах Свердловской области (в т.ч. первый дом в Березовске), а с 1955-1956 годах с более продуманной схемой – в Череповце. Здесь ее проектировало Ленинградское отделение Горстройпроекта.

    Итак, в Ленинграде принята схема с продольными несущими стенами. Преимущества этой системы – возможность свободного размещения перегородок и устройство больших помещений в первых этажах. Недостаток – большая толщина панелей перекрытий (20-26 см) и невозможность применения ненесущих наружных стен. Также к плюсам всех видов бескаркасных схем относится и отсутствие каких-либо выступов в помещениях. Почему в Ленинграде была выбрана именно такая схема, нигде более не применявшаяся тогда? Как отметил в своей работе архитектор А.Н.Баныкин («Крупнопанельные дома», 1960) «… нельзя не отметить, что выбор конструктивной схемы во многом зависит от состояния производственно-технической базы региона.» Так что, известная дола экспериментальности выбранной схемы (продольные несущие стены) была обусловлена в том числе и определенной традицией и невозможностью выполнять такие панели, как это делали, к примеру, в Москве – трехслойные наружные – два железобетонных слоя толщиной по 4 см и внутренний из пенобетонной плиты (утеплитель) толщиной 22 см. В Ленинграде тогда просто не было ни пенобетона, ни минеральной шерсти (потом уже появится минвата). А схема с продольными стенами уже вроде как бы и обкатана была на примере секций унифицированной серии. Поэтому и выбрали ее. Да, панели из шлакобетона приходилось делать тяжелыми и массивными (но до 5 тонн), но они обеспечивали необходимую тепло- и шумоэффективность (50 см толщиной). Для пущей наглядности еще раз покажем эту схему в разрезе.

     Под литерой «а» показана рабочая схема несущих элементов как раз такого дома, который и был выстроен в Ленинграде самым первым из всех панельных. К слову сказать, эта схема дожила с определенными вариациями до 2017 года и еще продолжает применяться в панельном домостроении (серия 606.11 Колпинского ДСК). Ну а под литерой «б», как несложно догадаться, скрывается дом, у которого несущие и продольные стены и поперечные перегородки, а под литерой «в» - с несущими поперечными перегородками и наружными стенами.
     Итак, проследуем к нашему дому в Щемиловке.

     Все 5 этажей дома жилые, в каждом этаже расположены по одной одно- и одной трехкомнатной, и по две двух- и две четырехкомнатных квартиры (итого по 3 квартиры на этаже в парадной). Вот планировка типового этажа этого здания.

     Конструктивная схема здания – внутренняя продольная несущая стена и наружные несущие стены. Высота между отметками чистых полов – 3,3 м (т.е.чистая высота квартиры – 3 м).
     Панели внутренних и наружных стен выполнялись из шлакобетона на котельных шлаках из-за отсутствия более эффективного материала. Толщина панелей наружных стен вместе с облицовкой по теплотехническим соображениям равна 50 см. Благодаря наличию пустот и принятой конструктивной схеме этот материал оправдал себя по многим последующим проверкам.
     Все панели имеют размер по высоте, имеющей размер высоты одного этажа и шириной в одну комнату. Исключение составляли панели в нетиповых торцевых частях и углах здания, где применены более узкие глухие панели.

     Вот их доставили на стройку:

     Идет монтаж:

     Два этажа готовы. Начинается строительство третьего.

     Итак, первый дом из панелей построен. Какие особенности следует отметить?

     Ну, во-первых, конечно же скорость строительства – 79 дней (с отделкой – 102 дня). Очень выгодно!
     Во-вторых, технологичность и простота монтажа. Опять-таки, выгода!
     В-третьих – качество. Гарантированное заводом-изготовителем.
     В-четвертых, возможность строить квартиры разных метражей и планировок. А это очень важно в любые времена.
     Поэтому. Опыт был признан успешным и технология панельного домостроения была взята на вооружение специалистами строительной отрасли.

     А что же получили жители города?
     Ничего принципиально нового как такового. Ничего архигениального. Но ничего и отрицательного говорить об этом доме нельзя. Этот дом – типичная «сталинка». Вот те особенности, по которым этот дом следует отнести к самым добротным «сталинкам»:
     - высота потолков 3 м.
     - квартирография – комнаты правильных очертаний и хороших пропорций, приближенных к квадрату – 12-18 кв.м., кухни – по 10 кв.м., санузлы раздельные.
     - толщина стен – 50 см. и качественный монтаж обеспечивают отличный уровень тепло- и влагозащиты.
     - относительно невысокое количество соседей (квартир) – в доме всего 30 квартир, а на одной лестничной площадке – по 3 квартиры, что также является показателем уровня высокого комфорта.

     Он не являлся для своего времени чем-то принципиально новым (если не рассматривать прогрессивную технологию монтажа) – это типовой двухсекционник своего времени достаточно высокого качества. Но и серийным он не стал. В то время как кирпичное домостроение уже широкими масштабами становилось серийным, а индивидуальные проекты разрешалось строить только на ответственных градостроительных участках, панельное домостроение хоть и рассчитывалось изначально на максимальную типизацию, серийным становится не сразу. Когда? На этот вопрос ответим чуть ниже. А пока подведем итог этому первому дому. Ведь появился он тогда, когда каждый год выносились постановления Совета Министров о «дальнейшей индустриализации жилищного строительства», самой известной вехой которого (но далеко не единственной) стало. Безусловно, постановление 1955 года «Об устранении излишеств …» .

     Архитектурных выдающихся особенностей у этого дома не наблюдается. Даже все гипсовые орнаменты (отделка панелей) выполнены довольно бутафорски и авторы искренне признают, что эти орнаменты повторяют мотивы классицистических форм, но в плоскости (тяги, наличники, сандрики и пр.). Любителям яркой расцветки такой фасад возможно и приходится по душе. Однако, из пластических и тектонических особенностей в этом доме задействованы только балконы, и то, в довольно-таки скупом количестве – только на третьем этаже.

     Для отделки фасадов решено было применить полированный гипс. По предложению Ленинградского филиала Академии архитектуры и строительства СССР был использован гипс Саурежского месторождения (в нынешней Латвии), серовато-коричневого цвета, которым отделывались панели первых трех этажей. Панели двух верхних этажей облицовывались мелкогабаритными светлыми керамическими плитками с вкраплениями темного гипса. Комбинация светлой керамики и темного гипса использована также для орнаментированных плоских тяг над вторым и третьим этажами и во фризе.
     Входы в здание обрамлены выступающими из плоскости фасада порталами, выполненными из бетонных сборных элементов, офактуренных под гранит. В уровне третьего этажа устроены балконы в виде плоской бетонной плиты со сварной металлической решеткой. Цоколь здания облицован цементной плиткой, также офактуренной под гранит.

     В 1990-е годы облицовка дома стала осыпаться, и дом просто покрасили в один цвет. Из всего декора остались только входные порталы лестниц и портики, украшающие два этих входа:

     И, несмотря на отсутствие активной пластики фасадов и разнообразия секций, следует признать, что общий абрис здания не лишен классических пропорций, умеренности объемов, а также ему присуща стильная лаконичность форм и деловая элегантность рисунка панелей.
     Одним словом – эксперимент удался, и довольно-таки неплохо!

Первый панельный квартал.

     Ну что ж, раз этот дом удался, то каковы станут следующие шаги?

     А следующие ступени не заставили себя ждать – ими стали два квартала (122 и 123) в Щемиловке, Невского района, застроенные полностью(!) из панельных зданий. Эти кварталы стали, также как и первый панельный дом, экспериментальными. Вот они на карте:

     Проекты этих двух кварталов разработаны авторским коллективом мастерской №5 института Ленпроект в составе архитекторов Е.Левинсона, Д.Гольдгора, Г.Александрова, А.Шприца, И.Райлян, И.Тевьян и А.Аланнэ. Проекты были готовы в 1956 году, строительство развернулось в 1956-1958 годах. Макет квартала № 122 (ул. Кибальчича – Ивановская ул. – ул. Седова - бульв. Красных Зорь), демонстрировался на Международной выставке в Брюсселе и получил премию на конкурсе лучших строек РСФСР.


Справа фрагмент дома по адресу ул. Седова 75 квартала 123. Слева Ивановская ул. 30 и ул. фрагмент дома ул. Седова 77 квартала 122. Вид с перекрестка Ивановской ул. и ул. Седова.

     Строительные работы осуществлял трест №3 ГлавЛенинградстроя из панелей завода ЖБИ №5. Эти два квартала интересны также еще и тем, что все инженерные работы и всё(!) благоустройство (вплоть до урн) , включая фонтаны, было осуществлено до начала монтажа зданий. Случай в Петербургской - Ленинградской практике почти уникальный!

     На этом фото (1957 г.) показано строительство одного из домов 122-го квартала - дом 30 по Ивановской улице.
     Всего в двух кварталах было применено четыре типа панельных жилых домов.

     В 122 квартале построили 8 жилых домов. Шесть из них имеют меридиональную ориентацию, которая создает самые благоприятные условия для инсоляции помещений. В квартале 123 Построено 9 домов.
     Строительство началось с двух 30-квартирных зданий, идентичных первому панельному зданию в городе- ул. Полярников,10.

     Это строительство первого из этих двух зданий, идентичных первому панельному зданию. Фотография 1956 года. Этот дом ныне числится как дом 79 по улице Седова.

     Вверху – вырезка из газеты, а внизу фото 2007 года дома на улице Седова, 79


     Помимо двух домов, идентичных дому на Полярников, было выстроено 6 угловых домов и 9 домов «пластин», которые являются все четырехсекционниками – с 80-квартирами - чисто жилые дома, и с 68 квартирами с запроектированными в 1-м этаже магазинами.


ул. Седова 71. Пластина на 80 квартир.

     А вот планировка типовой секции:

     Здесь в каждой секции уже запланировано по 4 квартиры на этаже и по балкону в каждой квартире. На этаже – одна однокомнатная, две двухкомнатные и одна трехкомнатная квартиры.


ул. Седова 83. Угловой дом на 80 квартир.

     Это он только что выстроенный (южная пара фонтанов 122-го квартала видна прекрасна на фото).

     План типового этажа углового дома.

     Угловой 80-квартирный дом. Ивановская ул. 36. Вид со двора

     Как видно, здесь фасад уже не такой пестрый как у первого, здесь он просто облицован светлой метлахской плиткой. Хотя четыре угловых дома в квартале 123 имеют на уличных фасадах рисунки поверх плитки, указывая что ещё совсем недавно дома были богато облицованы. Панели лестничной клетки стали более логичными, трехстворчатыми и более освещенными.

     Вот представитель 68-квартирного дома – это дом на улице Ивановской, 30:

     Этот кадр много чем интересен. На первом плане мы видим начатые стройкой дома 123-го квартала (севернее Ивановской улицы). А достроенным мы видим как раз дом со встроенными учреждениями в первом этаже – это дом 30 по Ивановской улице. Тут мы видим как минимум сразу 3 стадии строительства – самый ближний дом – (Седова, 75) – еще на нулевом цикле – смонтированы только сборные железобетонные конструкции подвального уровня. Чуть дальше – смонтированный уже первый этаж дома 25 по Ивановской улице. И в конце кадра, как уже было сказано, - дом на Ивановской улице, 30. Вот как он выглядит в 2016 году:

     А так организован портал из сборного железобетона, облицованного плиткой. К сожалению, различные наклеенные объявления и некачественные ремонты не украсили этот интересный вид входа в магазин.

     Вот, снова, его вид во время строительства:

     Это тот же дом на Ивановской улице, 30, только вид из внутриквартального (дворового) пространства. Хорошо видно, что на первом этаже применены другие панели, отличные от панелей жилых этажей. И помимо этого видно, что в отличие от первых трех панельных зданий, начиная со 122-го квартала у всех панельных зданий будут применяться оригинальные панели с окнами лестничной шахты - они включают в себя два горизонтальных трехчастных окна. Эти окна еще долго будут строиться такими - до 1970-х годов в разных проектах.

     Декоративное оформление кварталов можно проиллюстрировать немного деталями:

     Это карниз дома 77 по улице Седова. Рисунок типа меандра во вполне классицистической традиции, с некоторым индустриальным оттенком.

     А это вот оформление западного фасада дома на улице Седова, 36. Здесь применены панели с двуцветным геометрическим рисунком (авторы хотели «обыграть» саму тему сборности панельного домостроения, только увлеклись в декоративную сторону), а также – железобетонные ограждения балконов – такие есть только у некоторых домов 122-го квартала.
     А такими цветовми полями оформлены дома 123-го квартала:

     Все сантехнические и электротехнические проводки были выполнены скрытыми.
     Полы в комнатах всех домов 123 квартала выполнялись из щитового паркета, а в домах 122 квартала – из линолеума, в кухнях всех домов – из линолеума или шпунтованных досок.
     Звукоизоляция междуэтажных перекрытий была принята из двух слоев ДВП на битумной мастике с толщиной слоя 25 мм с последующей укладкой рулонной изоляции, шлакобетона толщиной 4 см и цементной стяжки толщиной 2,5 см.

     Стоит осветить и немного историю строительства этих двух кварталов. Сам процесс застройки, а именно авторский надзор и ответственный процесс сдачи домов Государственной комиссии осуществлялось, в основном, двумя архитекторами – Г.В.Александровым (ответственным районным архитектором) и Шприцом А.В. – они оба стояли у принципиальных истоков строительства полносборных домов.

В процессе строительства дома (слева направо) 13 по бульвару Красных Зорь, 34 и 36 по Ивановской улице и панельный детский сад на улице Седова, 81

     К концу 1957 года было закончено строительство домов 122 квартала, а к сентябрю 1958-го – 123 квартала. Кроме жилых зданий, в этих кварталах выстроены из этих же панелей (!) отдельно стоящие здания детского сада, яслей, котельной, трансформаторной подстанции, прачечной, гаражей. Это пример комплексной застройки.


Это детский сад в квартале 122 – на улице Седова, 81 (автор – архитектор Фёдорова Н.Н.)


Прачечная в квартале 122.

     А это котельная:

     Вид уже из марта 2017 года, поэтому после ремонтов и не видна фактура сооружения – то, что оно собрано из панелей. Рассматривая оба квартала, следует отметить, что при всем сходстве выстроенных в них зданий, они имеют достаточно большое количество различий.
     Если 122-й квартал – очень цельное самодостаточное образование, построенное еще в полном соответствии с планировочными канонами классицизма (дома по периметру квартала, внутри квартала детские сады, композиция строится по законам симметрии), то 123-й квартал, хоть и застроен такими же домами с такими же габаритами – кажется менее цельным и обладает первыми чертами так называемой «свободной» планировки. 123-й квартал очень растянут из-за наличия Белевского карьера, поэтому развернуть там сложную композицию квартала не получалось и дома стоят просто практически в один ряд, отчего теряют свою идейную монументальность и подчеркнутую торжественность. Этот квартал еще более экспериментальным кажется. И в нем уже нет котельной, гаражей и прачечной, зато появляется любопытный тип торгового комплекса – на первом этаже была столовая, а на втором – ателье пошива одежды. Вот как выглядит это здание:


Бывшие столовая и ателье

     А вот 122-й квартал не только показательно-торжественен, но и еще после окончания строительства оказался открытым для ыключения в него новых образных акцентов – а именно организации в уже смонтированных фонтанах 4-х скульптур. Изначально (в 1956 году) там были устроены типовые фонтаны с круглыми чашами и вазами на ножке. В 1959 году в них (вместо ваз) были установлены 4 скульптуры, отражавшие каждая свое время года – как раз четыре скульптуры на 4 фонтана.
     Итак, начнем с «Зимы».


скульптор композиции «Зима» - Л.Г. Могилевский.

     Хорошо видно, что композицию формирует обнаженный мальчик, зябнущий от холода. Этот фонтан находился в юго-восточном углу квартала – у дома 83 по улице Седова.
     Следующий фонтан – «Осень».

     Автор этой композиции - скульптор П.Дутчак. Установлена она была в северо-восточном углу квартала 122 – у дома 77 по улице Седова. Изображает девочку, которая прощается с теплом. Авторы остальных скульптур – «Лето» - скульптор Б.П. Эпельбаум-Марченко и «Весна» - скульптор В.Маслов.
     Все четыре скульптуры – это дипломные работы выпускников училища имени В.И. Мухиной, выполненные в 1957 году. Установлены в фонтаны они были в 1958 году. Фонтаны после этого продействовали еще некоторое время. Этот квартал оказался одним из самых сочных, масштабно, рельефно и пластично выверенным и взвешенным и носит яркий индивидуальный характер, аналогов которому в городе на Неве нет. К сожалению, в 1980-х годах были утеряны скульптуры, а вслед за ними были срыты и фонтаны.

     Ну и что еще можно отметить из различий квартала – моменты госприемки зданий. Здесь аргументы говорят в пользу 123-го квартала. Если еще при сдаче домов 122-го квартала в 1957 году два дома были сданы на «удовлетворительно» (остальные на «хорошо»), то в 123-м квартале все дома, уже в 1958 году, были сданы исключительно на оценку госкомиссии «хорошо». Причем, к примеру, по корпусу 3 в 123-м квартале, сдававшемся 30 марта 1958 года, комиссия особо отметила отличное качество штукатурных и малярных работ. Безусловно, не без недочетов. Так, к примеру, еще в 1-м корпусе 123-го квартала, сдававшегося в феврале 1958 года комиссия особо отметила, что примененные оконные блоки без наличия форточек – неудовлетворительное решение – и в дальнейшем лучше подобное не устраивать.


Вид от карьера на квартал 123

     Первые два квартала. Комплексно застроенные крупнопанельными зданиями показали, что из панелей можно достойно выстраивать целые ансамбли и массивы разных по назначению зданий в единой стилистике. Жилые здания этих кварталов по своим потребительским характеристикам также относятся к типу «сталинок». Просторные комнаты (без смежных комнат) в квартирах, раздельные санузлы, потолки 3 метра, качественные панели с индивидуальным обликом – это все позволяет отнести эти 17 жилых домов к типу построек сталинского времени. А чтобы еще раз подчеркнуть опытно-экспериментальный и несколько показательный характер этих кварталов достаточно взглянуть на фотоотчет 1958 года о приезде Н.С.Хрущева в Ленинград и его посещении, в частности, 122 квартала.


Н.С.Хрущев инспектирует строительство «сталинок» и говорит что нужно строить «еще больше».

     Эти дома являются экспериментальными. На них проверяли возможность массового тиражирования подобного рода домов. Панельные «сталинки» оказались весьма гибким и удобным инструментом в палитре застройки новых кварталов. Поэтому на их основе стали разрабатывать первую панельную серию в городе Ленинграде. И уже ее первые дома появились на проспекте Елизарова. Но об этом – следующая статья!

     Список использованной литературы:
     1 – «Вопросы комплексной жилой застройки и практика типового проектирования в Ленинграде» Ю.Шасс, АСиА, Л.:1959;
     2 – «Кварталы крупнопанельных домов в Ленинграде» Ю.Шасс – статья в журнале «Архитектура СССР», 1958;
     3 – «Крупнопанельный бескаркасный дом» Э.С.Райнус, З.В.Каплунов, Л. 1956;
     4 – «Об истоках типового панельного домостроения в СССР» О.В.Казакова – статья в журнале «Жилищное строительство», №11/2008;
     5– «Обобщение опыта экспериментального крупноэлементного жилищного строительства в Ленинграде». Безверхний;
     6 – «Строительство крупнопанельных домов в Ленинграде» Э.С.Райнус и А.Г.Шляпникова, Л.1959;
     7 – Акты государственной комиссии приемки зданий. ЦГА, ф9964 оп 1 дела за 1957-1958 гг

     Автор: Дмитрий Гусаров.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director