Серия 1ЛГ-606. Первая панельная девятиэтажка

    Первая часть о серии 1ЛГ-606

    Продолжение о серии 1ЛГ-606

Глава 3. Планировки и квартирография

    Итак, проследуем в здание серии ЛГ-606 и изучим его планировочные и эксплуатационные характеристики. Спустимся на пол-этажа от дверей лифта на непосредственно площадку этажа с квартирами. В достаточно длинный цельный коридор выходят двери шести (в случае дома не для ЖСК) или семи (в случае проекта дома для ЖСК) квартир. Вот как выглядит коридор в одну сторону от площадки:


Коридор на 5-м этаже дома на Гражданском проспекте, 85.

    Как вы понимаете, естественно, некоторые соседи иногда на троих перегораживают эту часть коридора дополнительной дверью и получают дополнительный коридор в их общем владении. Какие квартиры кроются за этими дверьми - мы можем разглядеть на следующих планировках:

    Голубым и белым отмечены 2-комнатные квартиры; желтым – 3-комнатная, а зеленым – 1-комнатные. Это – самый распространенный вариант компоновки квартир на этаже (6 квартир). Из всего количества выстроенных зданий (161 дом) 122 полностью укомплектованы по такой схеме. Вот также типичный образец этой схемы, отличающийся только на несколько сантиметров.

   Прежде чем рассматривать площади отдельных типов квартир, следует еще раз остановиться на высоте жилого помещения. В «чистоте» она составляет 2,5 метра. Для 1965-1966 года это вполне объяснимо. По этому показателю первые ленинградские 9-этажки, являются, безусловно «хрущевками». Это характерно и для серий ЛГ-600, ЛГ-602 и ЛГ-504Д. А серия ЛГ-606 появилась на свет еще и несколько раньше их всех. Поэтому и приходится это иметь в виду при рассмотрении этих зданий как типа жилища. Но это если для определенной доли населения (незначительной) и неудобно, но в большинстве случаев переживаемо и адаптируемо. В определенной степени небольшая высота потолков компенсируется свободными балконами с панорамными видами на проспект или просторный двор.
    Планировка однокомнатных квартир, запроектированных в составе секции, решена однотипно. Площадь жилой комнаты сравнительно небольшая – 15-15,7 кв. метров; здесь четко выделено спальное место. В передней имеется хозяйственный шкаф-кладовка и большая антресоль.
    Двухкомнатные квартиры запроектированы двух типов: в 27 и 30 кв. метров жилой площади соответственно. При этом меньшая по площади имеет, как и однокомнатные квартиры, кухню-столовую площадью более 8 кв. метров. А второй тип квартиры характерен двусторонней ориентацией, сквозным проветриванием и меньшей по площади кухней (6 кв. метров). Как говорится – у каждого типа квартиры свои преимущества и недостатки.
    На каждом этаже располагается и по одной трехкомнатной квартире. Площади комнат в ней -18, 13 и 10 кв. метров вполне достойные. Кухня в этой квартире также 8,4 кв. метра.
    Кроме того, в каждом подъезде есть по одной 4-комнатной квартире. На рисунках планировок, приведенных выше ее нет. Это обусловлено тем, что она встречается только на 1-м этаже.

    В домах, построенных для ЖСК, изменен состав квартир на этаже и их количество. Квартир на этаже 7 – добавлена еще одна однокомнатная квартира и ликвидирована (соответственно, габариты секции-то те же, что и у остальных зданий серии) трехкомнатная. Она как бы «расщеплена» на однокомнатную и двухкомнатную. Вот планировка состава квартир на этаже:

    Здесь получается 4 однокомнатные и 3 двухкомнатные квартиры. Ни одной трех и ни одной четырехкомнатной. Однако, в таких домах все-таки встречаются 3-комнатные квартиры. Они, также как 4-комнатные у первого типа домов (не для ЖСК), встречаются в составе пяти квартир первого этажа (две из пяти квартир там трехкомнатные). Соответственно в целом в таких домах повышена доля однокомнатных квартир. Показатели площадей комнат в одно- и двухкомнатных квартирах в этих домах практически точно такие же, как и у большей части домов. И кухни также из семи квартир на этаже имеют в пяти случаях площадь больше 8 кв. метров, а в двух квартирах (двухкомнатных двухсторонних) – по 6 кв. метров.
    Из достоинств квартир домов этой серии, особенно в сравнении с ранее строившимися сериями, можно отметить отсутствие смежных и проходных комнат, раздельные санузлы во всех типах квартир и вместительные кладовки во всех квартирах. Наличие балкона не всеми и не всегда рассматривается как преимущество, и, все-таки, по совокупности социологических исследований можно выявить то, что наличие балконов является больше преимуществом, нежели нейтральной опцией жилья. У домов этой серии есть балконы в большинстве квартир. Есть только некоторый дискомфорт, связанный с тем, что балкон соседней квартиры отделен перегородкой и теоретически сосед может на вас взглянуть когда вы на балконе. Но это не самое страшное, если, конечно, житель не собирается загорать нагим на балконе и при этом смущаться своей наготы. Также следует обратить внимание на то, что пропорции комнат в квартирах достаточно благоприятные и комнаты имеют прямоугольную форму, а меньшие по площади – близкую к квадратной.

Глава 4. Архитектура зданий

    Для начала напомним – какие типы домов в рамках серии можно рассматривать с архитектурной и объемно-компоновочной сторон для выявления достоинств и недостатков их визуального построения.
    Вот типичный магистральный образец 7-подъездного дома серии 1 ЛГ-606-7м


Апрельская ул. 5

    Вот он же, но вариант без магазинов в 1-м этаже (1 ЛГ-606-7а).


Маршала Тухачевского 9

    Предназначен также для застройки уличных фронтов, но уже и менее значимых по своему градостроительному значению. Логичным является то, что для внутриквартальной постановки (не вдоль уличного фронта) такие дома не сильно подходили, поэтому их там и не ставили. Кроме этих домов по масштабно-пространственному развитию значительные отличия имеют 4-секционные здания. Они также двух типов – с магазинами рассматривается один принцип композиционного построения


Заневский проспект, 28

    А без магазинов – другой, отличающийся от первого.

    Дом на Учительской 19к1.

    И такой же (внутриквартальный фасад) на Гражданском проспекте 73.
    Очевидно, вариаций применения 4-подъездных зданий в градостроительном контексте значительно больше, нежели у 7-подъездных. Просто располагать их гораздо удобнее в любые конфигурации участка ввиду их меньшей длины (137 метров).

    Перечислим основные особенности зданий всех модификаций серии, а затем разберем их внутрисерийные отличия.
   1 – Линейность конфигурации здания
    Что это значит? Это значит, что здания серии отличает отсутствие поворотных секций и значительных изгибов. Магистральный фасад вообще характеризуется единой плоской стеной. Преимущество это или недостаток? Если учитывать их градостроительную роль и время, в которые они строились (с 1966 по 1973 годы во всю строились прямоугольные «бруски» пятиэтажек), то здесь будет преобладать двоякий ответ. Абстрагируясь от конкретных участков, безусловно, следует признать, что отсутствие поворотов, арок и изгибов не украшает здание. Оно становится максимально приближенным к «брускам» (прямоугольным параллелепипедам), или «чемоданам», как окрестили такой тип здания многие из жителей города. Но, если принимать во внимание конкретные градостроительные участки, то получается, что здания этой серии очень часто занимают то место, которое и предусмотрено именно для них. И никакие «корабли» (ЛГ-600) и ЛГ-602 с ЛГ-504Д не выполнили бы этой функции в те времена (1960-1970-е годы).
    Пояснить можно на конкретных примерах – здания по Пискаревскому проспекту (дома 10, 16, 20, 35 и 39) – пять 7-секционных домов со встроенными учреждениями обслуживания в первых этажах очень выразительно «подчеркивают» и «обрисовывают» характер самой магистрали – прямой, широкой, светлой и скоростной магистрали. Легкие, прямые, динамичные и «подчеркнуто строгие» - достаточно емкие характеристики, из которых часто и складывался так называемый «ленинградский» стиль.

    Пискаревский проспект, вид на дома 20, 18. 16 и 10. Фото 2006г. с ещё существующим в том месте трамвайным движением.

    Другой пример – дома на Гражданском проспекте (83 и 92) с библиотекой – очень эффектные пропилеи прямой магистрали перед ее «вылетом» на ансамбль Северной площади, акцентированной точечными зданиями-трилистниками. Как никакие другие хорошо объединяют здесь (в том числе и за счет симметричности расположения обоих корпусов) магистраль в единое целое и подготавливают пешехода-водителя перед погружением в простор масштабной Северной площади. Именно дома серии ЛГ-606 с первыми нежилыми этажами очень органично и эффектно организуют проспект и собирают его в единое пространство с читаемой градостроительной мыслью.
    Еще один пример – проспект Энергетиков. Там стоят уже преимущественно 5-секционные дома без магазинов. Они четко организуют границу жилой зоны кварталов 29-30-31 Полюстрово и нежилой (коммунальной) зоны, расположившейся по другую сторону проспекта.

  2 – Высота здания.
    Сама по себе удачно найденная высота столь необходимых 9-этажных протяженных зданий для формирования фронта магистрали, она обеднена своей единообразием. То есть все дома серии – единой высоты в 9 этажей. Конечно эта жесткая система единой этажности была характерна для большинства зданий 1960-1970-1980-х годов и объясняется экономической целесообразностью строительства. И в XXI веке строят преимущественно дома единой высоты, достигая апогея бессмысленности в комплексе зданий «Северной долины» где все здания в 25 этажей. Но, как известно, абрис завершения зданий очень важен в психологическом восприятии горожанином облика здания и формировании общего характера здания. Эти же дома не имеют перепадов высот. И если для строгих магистральных зданий это еще обусловлено, то для остальных типов зданий было бы выразительнее создавать игру из перепадов высот секций или подбивок, сбивок. Единственный элемент, который немного нарушает прямую линию карниза – это завершения шахт вентиляционных каналов, выведенные над крышей. Но, они обнаруживаются зрителем только с больших расстояний, и то не имеют сильного выноса вверх, поэтому они скромно выглядят как трубы от домиков, рисуемых детьми в детских садах. Не влияют на общий рисунок завершения здания. Так что объективно высота – не сильная сторона зданий серии ЛГ-606. При том, что, повторюсь, сама высота удачно найдена для подобного здания.

  3 – Единый художественный строй всех 4 фасадов зданий.
    Все 4 фасада разные, но, при этом, решены в едином ключе. И вопрос не в том, что собраны из единых панелей, а в том, что у этих зданий отсутствуют очень важные диссонансы, которые называются «фальшь» и «глухие стены». Это, возможно, покажется кому-то слишком очевидно, но ни у одного здания серии ЛГ-606 нет глухих наружных стен. Очевидность в том, что все фасады имеют окна и балконы. Проанализировав тектонические решения тысяч (без преувеличения!) других зданий, автор имеет смелость утверждать, что наличие хотя бы одного глухого фасада (они, к сожалению, чаще всего и плоские) в здании сильно снижает общее впечатление о здании и придает ему «ложность» и усиливает диссонанс между «обогащенными» фасадами и необработанными. Это утверждение автора подкрепляется несколькими работами психологов среды и согласуется с их выводами.
    Так вот в этом отношении дома серии ЛГ-606 имеют преимущества не только перед своими сверстниками, но и перед всеми последующими жилыми зданиями, сотнями выстроенные и в конце XX века и в начале XXI века. Ни одна серия (кроме некоторых пятиэтажных серий) не может похвастать тем, что все ее представители избавлены от глухих фасадов и ложной системы тектоники и пластики в разных фасадах. И у зданий серии ЛГ-602, и у зданий серии ЛГ-600 («Корабли»), и у зданий серии ЛГ-504Д и у позже строившихся зданий серии 137, и у кирпичных домов-современников и у кирпично-монолитных домов 1990-2010-х годов постройки есть представители (да и не в единичных масштабах), у которых есть как минимум одна глухая стена. А дома серии ЛГ-606 все обработаны равномерно и аккуратно. Да, набор художественных средств обработки этих фасадов небогат, но, следует признать, использован он умело и, как правильно было замечено рецензентом архитектором Яккером «Облик домов хорошо запоминается». Чем же сформирован этот художественный строй? Рассмотрим подробнее.

 


пр. Энергетиков 48

  4 – Объемы ризалитов
    Их присутствие и обсуловленность уже обсуждалась выше, здесь же объясним их объемно-пространственное решение. Их наличие всегда выдавало внутриквартальный фасад, на котором располагались лестницы. Строго говоря, это не столько внутриквартальный, сколько чисто северный фасад (как известно, в наших северных широтах все лестницы располагают на северном фасаде, поскольку их можно практически не освещать солнечным излучением). Именно поэтому фасады с ризалитами формируют фронт застройки Северного проспекта (от Северной площади до улицы Руставели), Большой Пороховской улицы и шоссе Революции. В большинстве же случаев, дома серии к магистрали повернуты плоским фасадом, разработанным только балконами.
    Объемы ризалитов же строятся в четком ритмическом чередовании. Ширина ризалитов в 5 окон (15 метров) больше ширины основной плоскости фасадов между ними (12 метров), что придает интересное решение всему объемному построению. При восприятии этой игры ризалитов и основной плоскости создается впечатление волны, или некоей игры в домино, поскольку выглядит общий ритм не так, будто ризалиты выступают из общего массива, а наоборот, общий массив несколько отступает вглубь. И создается два плана. И ближайший план – ризалитный строй – он при большей ширине более воздушный, поскольку не имеет резких и четких границ по краям здания. И основной массив здания не выглядит из-за этого подавляющим и главным. Из-за примерно равной ширины проемов получается взаимоподчинение ризалитов и основной плоскости фасада. Это приводит к тому, что при такой значительной общей длине фасада и единой высоте карниза мы не ощущаем массивности и тяжеловесности здания, как и монотонности фасада. Этому плавному ритму (с чутко найденным верным масштабным строем) вторит и строй панелей, которые еще с серии 1-507 имеют два размера (ширины) – 2,6 и 3,2 метра. Этот строй чередования панелей разной ширины сливается с «частотой волны» ритма ризалитов и получается приятное и спокойное общее впечатление лаконичных форм без малейшего намека на аскетизм.

  5 – балконы
    Магистральный (плоский) фасад не имеет таких выразительных выступов, как на фасаде с лестнично-лифтовым узлом. Однако, слово автору (М.Е.Русаков): «В архитектурном решении фасадов домов 1ЛГ-606-7, 1ЛГ-606-7м, 1ЛГ-606-4 определяющим является большое количество балконов, расположенных крупными группами, с глухими разделителями на стыках соседних квартир.» («СиАЛ», №12/1965). Действительно, это трудно не заметить. Балконы на фасаде здания не просто собраны в группы. Они образуют довольно мобильную группу, которая делит фасад четко пропорционально на группы, удобные для восприятия. Этот рисунок балконов, пусть и незамысловатый, можно читать и его язык понятен. Это рисунок упорядочивания объемов и «разгрузки» больших объемов. Вот типичный пример:


Фотография 1971 года – дом на проспекте Просвещения, 104.

    Хорошо видно как нечетные этажи прочеркнуты длинными балконами на 4 окна, а четные этажи (с 4-го этажа) разорваны на две группы по два окна. У 4-подъездных домов короткие балконы на четных этажах (на одно окно) не выходят за вертикальные границы одной группы, формируемые длинными балконами. У 5-6-7-подъездных зданий для «размыкания» групп короткие балконы выступают за границы, сформированные одной группой длинных балконов. Не очень сложная схема, но она не просто упорядочивает и организует весь композиционный строй фасада, но и лишает фасад монотонности, внося свой ритм объемов. Конечно у балконов на магистральном фасаде не такая активная пластика (за счет глубины), как у ризалитов на подъездном фасаде, но и они придают запоминающийся и стройный вид всему зданию. Своеобразными кулисами, или «полями на тетради» фасада служит четкий вертикальный ряд балконов с 3 по 9 этажи (один под другим) по краям этого длинного фасада. Они подчеркивают границы здания и еще больше разбивают монолитную плоскость основного массива фасада и придают ей большую легкость.
    Насколько важны балконы в формировании композиционной структуры главного фасада здания становится еще понятней, когда наблюдаешь здания этой серии с безбалконной модификацией. Это 4-секционные здания со встроенными учреждениями в первом этаже. У них магистральный фасад абсолютно плоский и разработан только окнами и подчеркнут сеткой панельной структуры. Фасад этого здания настолько аскетичен, что оставляет опустошающее и грустное впечатление. Облик этой модификации следует признать неудачным и он явно не украшает здания этой серии. Скрашивает эту модификацию только то, что остальные фасады здания – как и у большинства домов серии и то, что зданий серии 1ЛГ-606-4м (так называется эта модификация) выстроено всего 10 в городе. Ну и придает им представительности также тщательно проработанный первый цокольный этаж со встроенными учреждениями – в лучших традициях классицизма с алмазным рустом или черной плиткой кабанчиком.


пр. Юрия Гагарина 12к1

   6 – Цвет.
    Цвет здания всегда имел очень важное значение для любого художественного строя. Недаром для Невского проспекта был разработан целый колористический план-проект еще в советское время для каждого здания. Для коррекции малого количества ясных дней и формирования более благоприятного облика здания в ленинградских широтах всегда более разумными были дома светлого цвета. Не случайно белые колонны Адмиралтейства, Зимнего дворца и Биржи выгодно выделяют эти здания на фоне сурового серого неба города на Неве. Цвет зданий серии ЛГ-606 определялся цветом выбранной ковровой мелкой керамики – светло-бежевым или кремовым. Этот цвет очень выгодно выделяется на фоне любого ленинградского пейзажа, неба, ландшафта и застройки. Светлый цвет облицовки панелей выгодно отличает здания этой серии.

   7- окна.
    Окна у зданий этой серии бывают двух видов – широкие и узкие. Широкие устраиваются по тем вертикальным рядам, в которых устроены балконы, а узкие остаются в тех рядах, где балконов нет. Таким образом, размер окон усиливает ритмику заполнения фасада балконами, расширяясь в балконной зоне и сужаясь в безбалконном секторе. Сам размер окон выгодно выделяет здание – окна достаточно широки и занимают значительную часть панели. Это делает облик дома как бы «открытым». Причем найдена та тонкая грань максимальной открытости облика жилого здания, формируемого плоскостью окон относительно общей плоскости фасада. Именно эта степень является максимальной. Если бы окна были бы уже, а простенки шире, это приводило бы по мере уменьшения ширины окна к созданию эффекта закрытой крепости с узкими окнами-бойницами. Такой эффект (узких окон) имеет большинство предреволюционных доходных домов – те дома «плачут» зажатыми окнами и, при всей значительной высоте помещений, площади квартир в них очень часто довольно незначительные. У домов же серии 1ЛГ-606 окна не создают игру ленточного остекления (характерного конструктивизму и домам серии ЛГ-600), а выступают автономными упорядоченными рядами, но размер окон относительно площади панели достигает максимальных величин, являя наибольшую степень «открытости» наблюдателю со стороны. С архитектурной точки зрения – это, безусловно, достоинство, которое придает выразительности общему облику здания.

    Вот компоновка окнами в пределах одной секции 4-подъездного дома (Светлановский пр., 99-1).

    Следует отметить, что интересный эффект придают и те самые окна боковых панелей ризалитов – они создают зрительный эффект «перелива» объема ризалита в основной объем здания. К сожалению, таких зданий с окошечками – меньшинство. Ну и последнее, что можно отметить про окна – это рамы. Изначально они ставились с форточками, причем в некоторых объектах (как пример – Заневский проспект, 30) – с рамой черного цвета. И только с 1973 года рамы стали комплектоваться без форточек – просто двух- и трехсекционные.
    Ну и стоит отметить, что решение панелей с окнами лестничного узла (унаследованное от серии 1 ЛГ-507, а та, в свою очередь, от первых панельных домов на Щемиловке) – два маленьких окошка – очень уместно смотрятся на фасаде дома серии ЛГ-606. Они очень уместно зрительно делят по вертикали объем ризалита, достаточно протяженный. Они делят его на две части, которые уравновешиваются соотношением в каждой узкого и широкого окон. Пожалуй, такое остекление лестничного узла смотрится выгоднее, чем такое же у домов предыдущих серий – здесь оно придает дополнительную степень стройности зданию.

   8 – Встроенные учреждения обслуживания первых этажей.
    Безусловно, следует признать, что организация в зданиях серии в первых этажах встроенных учреждений обогатило внешний облик зданий и придало им дополнительной представительности. В ряде случаев там располагаются библиотеки (Гражданский пр. 83),

    в ряде случаев – магазины (Проспект Большевиков, 21), часто располагались изначально почты и отделения сберегательного банка (Апрельская улица, 5).

    Чаще всего, безусловно, там размещались магазины. Вот как эти помещения описывает сам автор (М.Е.Русаков): «Дома с магазинами имеют выносное витринное остекление на всю высоту от пола магазина до козырька. Над козырьком по всей длине фасада устанавливается глухая стеновая панель для укрепления на ней газосветной рекламы. Эта панель одновременно предохраняет жилые квартиры второго этажа от нежелательной подсветки в вечернее и ночное время. В крайних частях дома помещения кладовых закрыты со стороны фасада кирпичной стеной, облицованной глазурованными «кабанчиками». Для освещения вспомогательных помещений поверху сделано ленточное остекление…»
    А вот что пишет архитектор Н.И.Яккер уже о построенных домах: «Сооружаются дома с большими, просторными магазинами на первых этажах. Эти этажи выполнены из кирпича с колоннами из сборного железобетона. Такое решение нам представляется правильным, поскольку оно отвечает градостроительным требованиям и не нарушает структуру панельного дома, напротив, оно усиливает его композицию.»
    Можно только согласиться с обоими авторами и еще раз подчеркнуть то, насколько удачно решение панельного дома с первым кирпичным этажом – то, что эти материалы в этом доме никак не диссонируют, а органично дополняют друг друга. С магистрального фасада, строго говоря, кирпича-то никогда и не видно, а на подъездном фасаде он хорошо выложен, сгруппирован у подъездов в отдельные защитные стенки, часто имеет два цвета и четко отделен от второго, панельного этажа. Варианты решения 1-го этажа:

    Приведены примеры, которые еще не прошли значительной переоблицовки и реконструкции – такими, какими эти этажи и были сделаны изначально. Очень эффектно смотрится облицовка естественным камнем «под шубу». Не менее интересно выделяются перые этажи, оформленные лещадкой. Лещадка – это окол, получаемый при обработке гранитов, имеющих плоскую неровную поверхность. Недаром здание по улице Замшина, 27 приводится как отличный пример использования естественного камня в декоре первого этажа по технологии лещадки известным геологом М.С.Зискиндом в его замечательной книге «Декоративно-облицовочные камни» (Л.: Недра, 1989.).
    Магистральная сторона таких первых этажей на большую их протяженность остеклена, что еще придает некоторую легкость, особенно важную при том решении, которое значительно расширяет и выдвигает первый этаж относительно вышележащих.

    Если просуммировать все вышеизложенные стороны экстерьера домов серии ЛГ-606, то можно сделать обобщающую характеристику с поправкой на отдельные модификации. Общее объемно-пространственное решение зданий серии следует признать удачным, хоть и несколько монотонным в силу единой высоты всех секций. С архитектурной точки зрения, дом не обладает сильными акцентирующими элементами, придающими дому особую выразительность. Однако, облик дома настолько индивидуален, что, не зная номенклатуры серии, его узнают и могут описать на словах большинство видевших его жителей города. Этому способствует внушительный размер и строгие очертания, подчеркивающие его градостроительную роль – длинные 7-подъездные с учреждениями на шумных крупных магистралях и более камерные, но организующие внутриквартальное пространство 4-подъездные здания. Особо значительных масштабных ансамблей из зданий этой серии не было сформировано, поскольку они были выстроены довольно рассредоточено и, учитывая их конфигурацию, почти всегда вдоль фронта улиц и проспектов. Но, все же, можно выделить несколько градостроительных образований, в формировании которых преобладающую, почти солирующую роль играют именно дома серии ЛГ-606:
     А – Северная площадь. 4 здания в ее начальной части;
     Б Фронт Северного проспекта (от Северной площади до улицы Руставели) четко отчеркивает кварталы Граждански от Муринского ручья;
     В – Проспект Маршала Блюхера – южный фронт от Пискаревского проспекта до Энергетиков;
     Г - Пискаревский проспект – с зелеными разрывами и точечными кирпичными домами они достигают здесь максимальной степени выразительности;
     Д – Проспект Энергетиков – трудно понятный для человека довольно монотонный фронт спокойных форм довольно четко обрисовывает жилую зону и служит шумозащитным средством;
     Е – Заневский проспект – также неоднозначный ансамбль, однако умело обыгрываемый прием контраста без точечных домов;
     Ж – Проспект Большевиков – от улицы Антонова-Овсеенко до Шотмана. Интересна игра отступов;
     З – Проспект Юрия Гагарина – интересен прием отступа от красной линии 5-этажных зданий и создания объектов, притягивающих внимание. 3 здания с более желтого цвета плиткой;
     И – Светлановский проспект. Между проспектами Луначарского и Суздальским. Интересны вариации с длинной зданий и их сочетании с разделительной зеленой полосой.

    Представительности и внушительности зданиям серии придают кроме строгих очертаний также стройный ритм ризалитов (удачно найденный!), пропорциональные группы балконов и выбранная колористика главных цветов здания – основная масса теплого светло-кремового цвета с четким подчеркиванием черного цоколя подвала и черной плиточки кабанчиком первого этажа. Некоторые яркие мозаики (вход, ограждения балкона) подчиняются общей строгой бело-черной колористике фасада. Крупный масштаб окон и отсутствие глухих фасадов придают открытость облика здания, своеобразный «комплимент» автора – дескать «вот он весь я, вы видите все фасады, мне нечего скрывать.»

Автор: Дмитрий Гусаров

    Окончание 1ЛГ-606

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director