Серия Г-3. Идентификация Борна. В недавней публикации про "Котинские дома" мой уважаемый читатель может прочитать, что в районе МО Дачное находится удивительный жилмассив из средних по размеру шлакоблоков, дома которого датированы концом 1940-х, и также концом 1950-х годов. Напомню кратко, что в жилмассие всего 4 вида домов. Первый вид — это старые корпуса во дворах ближе к дачному проспекту. Легкий романтизм в декоре, сочетающийся кое-где с символикой Победы, делает эти дома совершенно неожиданным зрелищем среди спальной романтики 1960-х, характерной для тех мест. Мне очень интересно, кто поселился в этих 6 домиках в конце 40-х, когда эта территория находилась в Ленобласти, а рядом не было предприятий и больших дорог. Можно предположить, что задумывался некий пансионат или небольшая база отдыха. Остальные три типа домов выполнены в одной стилистике и подчинены единому композиционному замыслу, поэтому легко предположить, что они были построены в одно время по общему проекту. Самым распространенным среди них является «скобочка» — тоже трёхэтажный корпус на две парадные (видимо, прямой стилевый наследник первого поколения), но намного более приземистый (была урезана высота этажа, предположительно до значения ~260-270 см) и лишенный как такового декора. Здесь швы между блоками уже не затирались. Приз зрительских симпатий и высший балл по милоте получили однопарадные трёхэтажные «кубики»: Кубики - однопарадные корпуса. В каждом домике 12 квартир. Все эти корпуса стоят во дворе, с улицы их почти не видно. И наконец, в массиве имеются линейные 4-х этажные корпуса, собранные из тех же блоков, и также подчиненные стилистике квартала. Дома очень сильно запали мне в душу. Во-первых, тайна, окутавшая его, по истине удивительна. Не известен в точности ни автор, ни года постройки, ни цели постройки большого квартала пригородных (судя по этажности) домиков так близко к тогдашней черте города. Во вторых, меня очень сильно притягивают «переходные» домики — постройки того периода, когда типовое строительство вошло в штопор и стремительно снижало качественные и эстетические показатели, когда в одночасье от лепнины, высоких окон сложной расстекловки, продуманных планировок и трехметровых потолков всё перешло к этажу 2.48, смежно-изолированной планировке и трехстворчатым окнам с видом непосрдественно на светлое будущее. Чтобы вы представили себе быстроту, с которой менялась концепция, приведу простой пример. Из-за стремительности перехода, представители этого периода разбросаны по городу в достаточно неожиданных местах, порой они являются единственными в своем роде, и к тому же все радостно потенциально попадают под программу реновации. Мне вообще казалось, что нет никакого переходного звена, если бы не одна прогулка в районе Волкова поля. Но это уже совсем другая история. Суть в том, что квартал на Хрустицкого почему-то не давал мне покоя. И вот, при очередном изучении бессмертной книги «Схемы застройки жилых кварталов города и пригородов Ленинграда» ’67 взгляд неожиданно зацепился за знакомый силуэт. В голове блеснула мысль: неужели это мои скобочки из Дачного? Беглый осмотр яндекс-панорам показал, что да, безусловно это они. В Колпино квартал, ограниченный Красной, Крымской (сейчас Ремизова), Тверской и Новгородской улицей (идет вдоль набережной, на плане её нет) застроен такими же домиками, как на Хрустицкого! Ещё 60 скобочек в самом центре Колпино! Но также ценно и то, что фолиант имеет расшифровку схемы: Расшифровка схемы застройки квартала с указанием проектов Оказалось, что наша скобочка является серийным домом, серия имеет название Г-3 и Г-3П (чаще всего П означает парадная), в чем тонкая разница- предстоит ещё выяснить. Но достоверно установлен факт — Котинские дома являются серийными. Осмотр на месте показал, что скобочки в Колпино находятся в намного лучшем состоянии, чем Котинские. Лучше продумана планировка кварталов. Дома объединены в группы, образующие уютный просторный двор. Во дворах имеются детские площадки и зоны отдыха, оборудованы современные открытые парковки. Между группами домов проходят асфальтированные подъездные дорожки, которые обеспечивают удобный проезд в нужный двор. Психоделические белые медведи В общем, квартал в Колпино производит намного более благополучное впечатление. К тому же, он расположен в непосредственной близи от великолепного пляжа. Почему я говорю великолепного? Да просто это первый чистый пляж без стекол, с работающим и тоже очень чистым общественным туалетом, который мне довелось увидеть на родине. Но это не последний сюрприз, который приготовил нам город Колпино. Через Новгородскую улицу от скобочек, в квартале, зажатом между Новгородской, Красной, Тверской улицей и Комсомольской набережной, обнаружились 4-этажные линейные корпуса, также уже виденные нами в Дачном: Поскольку эти корпуса имеются на нашей схеме, мы можем заключить, что это ни что иное, как серия 1-240C-7! Всего в квартале 6 таких домов. Причем на схеме один из домов помечен пунктиром, то есть в 1967 году он был запроектирован, но ещё не построен. Так же открыт вопрос, почему скобочки и линейные корпуса, при очень явном сходстве материалов и проектов, имеют разную номенклатуру серий. Мы применили нано-технологии, и попросили супер копмьютер отметить на схеме нежно-розовыв скобочки, зеленым — линейные корпуса из таких же блоков. Спешите видеть: Всего было обнаружено 60 корпусов серии Г-3: Красная улица 6,8, 16, 18, 20, 22, ул. Тазаева 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18/21, Тосненский переулок 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 26, 27, 28, 30, 32, 36, 38, 40, Тверская ул. 9, 11, 15, 17, 19 и 18/21 (угол Тазаева), и Новгородская 4к1, 4к2, 6к1, 6к2, 8, 10к1, 10к2, 12к1, 12к2, 14, 16к1, 16к2, 18к1, 18к2, 20. Линейные корпуса серии 1-240С-7 находятся по адресам Новгородская улица 3, 5, 7, 9, 11, 13. Казалось, на этом можно и закончить, но в одно из выпусков журнала Архитектура и Строительство Ленинграда за 1959г. Присутствует статья о домах из силикацитного кирпича, строящихся в Дачном. А в Российской национальной библиотеке в руки попалась небольшая брошюрка "Жилиые дома из силикацита (опыт Кировского завода в г. Ленинграде), автор: А.В. Раков. |