Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Дома в Санкт-Петербурге - 1ЛГ-606. Первая панельная девятиэтажка

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 1ЛГ-606. Первая панельная девятиэтажка 
Районы Санкт-Петербурга Серии домов

Серия 1ЛГ-606. Первая панельная девятиэтажка

Даты строительства – 1966-1974 годы.
Авторы проектов - мастерская №4 института «Ленпроект» в составе:
А.В.Васильев, М.Е.Русаков, Г.В.Костюрин, Ф.А.Гепнер и инженер В.А.Ильина.
Выстроено в городе – 161 здание.
Строились исключительно в Ленинграде и в небольших количествах в Ленинградской области.
Конструктивная схема здания – три продольные несущие стены.
Наружные стены – панели керамзитобетонные толщиной 40 см.
Внутренние стены - железобетонные толщиной 20 см.
Высота этажа – 2,5 м


Гражданский пр. 85

 

Глава 1. Понятия и термины.

    А) Блок-секция.

    Все дома серии ЛГ-606 собираются из типовых блок-секций. Одна секция – это один подъезд. В составе дома серии ЛГ-606 встречается всего два типа блок-секций – торцевая и промежуточная. В соответствии с этим дома серии собираются только в дома-пластины одного направления (без поворотов здания). Это придает им определенную монументальность (об этом ниже). Компоновка здания может состоять минимум из 4 (четырех) блок-секций, максимум из 8 (восьми) подъездов. Наиболее распространенный вариант – 4-секционный (69 зданий из 161). Чуть меньше, но все-таки в очень значительном количестве (57 зданий) в Ленинграде было выстроено 7-секционных здания – это самые представительные магистральные образцы данной серии. Значительно меньше промежуточного количества подъездов; и, если 5-подъездных зданий еще немало (25 домов), то 6-подъездных зданий вообще всего лишь 9. Ну и самый длинный дом этой серии всего один (Светлановский проспект, 52) и имеет 8 подъездов. Для наглядности автор отобразил распределение домов по протяженности (количеству подъездов) в графике.


Распределение домов по протяженности


Основные термины и понятия серии ЛГ-606 на примере здания по проспекту Металлистов, 82

    Оба типа секций (промежуточная и торцевая) показаны на рисунке 2. Здесь все достаточно очевидно и доступно – торцевая секция это та, которой здание «оканчивается», а промежуточная – это средняя между торцевыми. Для примера – на фото здание на проспекте Металлистов имеет в своем составе 7 подъездов (секций), соответственно в нем две секции торцевые и пять промежуточных.

    Б) Ризалит.

    Это выступающая относительно основной красной линии фасада часть здания, имеющая значительную протяженность. Такой же элемент , но с меньшей протяженностью называют эркером. Эркеров у серии ЛГ-606 нет. А вот ризалиты есть. Возникли они вполне себе эволюционно. Когда Невскому ДСК была поручена разработка зданий повышенной этажности (в начале 1960-х годов повышенной этажностью называлось всё, что выше пяти этажей), авторы разработчики начали с того, что просто приставили к 7-этажной версии серии 1-507 с одного из фасадов лифтовые шахты. Получился сильный вертикальный акцент, но эксплуатационно и строительно это было невыгодно, поскольку лифтовой узел не был соединен с остальными коммуникациями. Известно, что объединение коммуникаций (разумеется, вертикальных) дает значительную экономию площадей и строительных материалов. Вот разработчики 9-этажного дома (неточечного, у него своя специфика) и решили все достаточно рационально и лаконично – они объединили лестничный объем с лифтовой шахтой и мусоропроводом – первые такие решения присущи кирпичным домам серии 1-528КП-41 (первые из них на Гражданском проспекте в 1963 году построены). При таком решении вполне естественным оказывалось «расширить» образующийся выступ (ризалит) на одном из фасадов добавлением к нему с каждой стороны по одной квартире. Второй фасад (магистральный) оставался при этом вполне плоским. Наличие же ризалитов у этих двух серий (1ЛГ-606 и 1-528-КП-41) сразу вам указывает на то, что это дворовый фасад, фасад с лестничным узлом. Вообще, подобное «изобретение» 6-квартирного этажа с ризалитом граничит с формулировкой «всё гениальное просто» и вполне может соперничать по своей простоте и гениальности с присвоением железнодорожной колее Росси ширины в 1,5 м (что равносильно миллиардов тонн грузов, перевезенных «сверх стандарта»). Об архитектуре и истории этого незатейливого ризалита мы расскажем ниже.

    В) Боковые панели ризалитов.

    По умолчанию она глухая. Действительно, особой необходимости во втором небольшом окне в одной и той же комнате не имеется. Однако, есть и исключения. В случае неблагоприятной ориентации внутриквартального фасада (недостаточной инсоляции в течение световой продолжительности дня) эти панели устанавливались с окнами в них. Вот пример такого решения на Гражданском проспекте, 94:

    В данном случае ориентация фасада северо-северо-восток, поэтому дополнительные окна несколько увеличивают длину естественной освещенности помещения.

    Г) Фасады.

    Магистральные – плоские, разработанные только балконами.
    Внутриквартальные (дворовые) – фасады с ризалитами.
    Внутриквартальные фасады все примерно одинаковые (различия добавляют только окна ризалитов. А вот магистральные отличаются из-за своей протяженности.
    Вот стандартный рисунок магистрального фасада балконов 4-секционных домов серии ЛГ-606:

    Это улица Софьи Ковалевской 5к7. Как видно, здесь балконы собраны в «группы», формирующие рисунок буквы «Н» - 4-й, 6-й и 8-й этажи имеют протяженные балконы – на 4 окна подряд, а 3-й, 5-й, 7-й и 9-й этажи имеют только короткие балконы на одну панель. У этих же этажей зато выделяются балконы «одиночного» столбца – приближенные к торцу здания. Первый и второй этажи балконов не имеют вовсе.
    Иначе решен магистральный фасад у 4-подъездника с магазинами (в таком доме преобладают 1-комнатные квартиры). Он вовсе лишен балконов:

    Это Кондратьевский проспект, 75 корп. 2. Такие примитивные фасады встречаются только у 4-подъездных образцов с магазинами (встроенными учреждениями) в первом этаже. А разработаны они были для застройки северного фасада Заневского проспекта.
    Иначе решены магистральные фасады 5-,6-, и 7-подъездных домов серии.

    Это дом по проспекту Просвещения 104. Здесь балконы, как видно, укомплектованы по схожему принципу (тоже в группы), но с другим рисунком – «шахматным». Более того, рисунок формируется другим порядком, нежели у 4-подъездных вариантов. Здесь протяженные балконы (на четыре панели) устроены по нечетным этажам (3, 5, 7 и 9-й этажи), а короткие балконы (на две панели) – по четным этажам (4,6 и 8 этажи) и «сдвинуты» относительно длинных балконов в «безбалконную» область – один балкон под крайней панелью «длиннобалконного» ряда, а один – в отсутствие балконов «длиннобалконного» ряда. Этот рисунок магистрального фасада присущ и «магазинным» образцам 7-подъездных домов и всем представителям 5- и 6-подъездных зданий (у коих нет первых нежилых этажей).
    Торцевые фасады – у всех представителей серии одинаковые – два столбца окон, и балконы устроены всегда в столбце ближнем к магистральному фасаду.

Глава 2. История развития

    2.1. Истоки

    На Правом Берегу Невы, там, где могучая река делает плавный изгиб и в нее впадает маленькая речушка Утка, с середины 1950-х годов на прежних пустырях и полях было выстроено предприятие стройиндустрии нового типа. Оно поставляло панели стеновые, перекрытия и лестницы для первых панельных домов Ленинграда. Изначально оно было посвящено Комсомолу, в честь 40-летнего юбилея которого и было названо. Когда были образованы первые ДСК, этот завод ЖБИ №5 вместе с Полюстровским ДСК застраивал все Правобережные районы Ленинграда (вплоть до Новой Деревни). Изначально этот комбинат освоил изготовление 5-этажных домов серии 1-507. И вот здесь сделаем небольшое лирическое отступление, поясняющее роль этого предприятия и его комсомольскую сущность:

    Как хорошо известно, c 1959 года в Ленинграде стали массово, если не сказать всеобъемлюще, строиться дома в 5-этажном исполнении. И на несколько лет этот тип застройки стал единственно осуществляемым. Однако, архитекторы никогда не планировали застраивать кварталы исключительно 5-этажными «хрущевками». Изучая утвержденные проекты планировок и сравнивая их с осуществленными в реальности, можно несложно убедиться в том, что все кварталы с массовой застройкой 5-этажными зданиями оставляли все узловые места для зданий повышенной этажности (7-8-9 этажей) - как правило, точечных, с которыми должны были составлять контрасты (горизонталь-вертикаль). Так были осуществлены застройка Ново-Измайловского проспекта, улицы Седова (южнее бульвара Красных Зорь), Народная улица, кварталы вдоль проспекта Тореза и многие другие. Все ленинградские ДСК выстраивали там 5-этажные панельные здания, а домостроительные тресты – 5-этажные кирпичные и с 1962 года стали встраивать туда 9-этажные кирпичные дома.

    Дома повышенной этажности. Да-да, именно дома повышенной этажности. С 1959 по 1969 годы так именовались все здания, которые строились выше пяти этажей; так сказать все здания выше основной массы застройки. Это были тогда и 7- и 9-этажные здания. Кто же был первым, освоившим первые секции повышенной этажности? Правильно, это был наш завод ЖБИ имени 40 лет ВЛКСМ. В конце 1961 года он построил два здания серии Э5-58 на улице Бабушкина. Это были разновидности серии 1-507. В этом и был комсомольский «вызов» основной массе домов, пусть и робкий. Кирпичные дома не остались в стороне и быстро «обзавелись» своей серией в 9-этажном исполнении – с 1962 года ею стала точечная 1-528кп-40, а с 1963-го – протяженная 9-этажная 1-528кп-41. Далее панельные дома несколько «затянули» с появлением своей 9-этажной серии. Только к концу 1964 года появились первые экспериментальные панельные 9-этажки – точечный серии 1ЛГ-502 на улице Седова и протяженный 9-этажный на основе серии Э5-58. на Заневском проспекте.

    Вернемся к нашему заводу. Комсомольский порыв не остался без продолжения. В 1962 году завод был переименован в ДСК-6 и с этого момента этому комбинату отвели роль экспериментальной площадки освоения серий повышенной этажности. Серий панельных домов. И, как уже было сказано, к концу 1964 года первый 9-этажный панельный протяженный дом был выстроен на Заневском проспекте. На нем и его трех собратьях стоит остановиться подробнее.


Фото из семейного архива В.Гребнева. (1975г) На переднем плане (за мостом) можно видеть как раз этот дом – Заневский проспект, 59.

    Строго говоря, этот дом собран из изделий серии 1-507. Но ею не является. Это дома по специальному проекту, который представляет собой переходный вариант от серии 1-507 к 1 ЛГ-606. Собственно, по принятой на тот момент системе кодификации, серии, начинающиеся на 600 означали 9-этажный вариант здания (в отличие от 500-х - пятиэтажных проектов). Для чего были выстроены такие здания? Для формирования южного фронта застройки Заневского проспекта. Именно там отрабатывался прием контрастного сопоставления длинных 9-этажных зданий, поставленных вдоль проспекта и 9-этажных зданий, поставленных поперек проспекта. Это был первый прием такого масштаба.
    Так должен был выглядеть этот прием:

    Собственно так он и выглядит:


Фото начала 1970-х годов.

    Проект разработан мастерской № 4 Ленпроекта. Его авторы - архитекторы Филипп Аронович Гепнер и инженер В.А.Ильина. На смотре лучших построек Российской Федерации 1966 года (построенных в 1965-1966 гг.) коллектив проектировщиков и застройщика получили диплом 3-й степени и премию. Эти дома обошлись на 10% дешевле, чем предусматривалось сметой. Степень сборности — 75%. Первые этажи встроенные; в них размещены учреждения сферы услуг. Наличием на первых этажах встроенных учреждений и части дома на «пилонах» этот дом также отличается от домов серии 1-507. Всего таких дома было выстроено 4.
    В жилых комнатах полы паркетные, в кухнях и коридорах — из ПВХ-плиток, в санузлах — линолеум.

    2.2 Первые представители серии


Заневский проспект, 35

    Это были первые протяженные панельные 9-этажные здания в Ленинграде. С 1964-го же года оформилось и строительство кирпичной 9-этажной серии 1-528кп-41, которая планировочно схожа с будущей серией 1ЛГ-606. Здесь следует разъяснить – для чего, собственно, стали строить 9-этажные протяженные дома.
    Строительство 9-этажных домов тогда обходилось дороже 5-этажных. Так, в 1966 году средняя стоимость одного квадратного метра жилой площади в зданиях 5-этажных составляла 111 рублей, а у 9-этажных – 131 рубль. Причин для их строительства было несколько. Первой представляется необходимым назвать именно градостроительную функцию. Да-да, именно градостроительную. Создавались новые магистрали, соответствовать масштабам которых могли и должны были только 9-этажные протяженные здания. Первый такой опыт был создан в 1964-1965 годах по северному фронту Ленинского проспекта (в ту пору он назывался проспектом Героев) из домов серии 1-528кп-42 со сквозным универмагом «Нарвский» в первых этажах этих домов. По факту, большинство кварталов застройки 1960-х годов, особенно с преобладанием 5-этажной застройки оставляли фронтальную часть квартала, обращенную к магистрали, для застройки 9-этажными зданиями. Архитекторы уже тогда прекрасно понимали, что растет поколение горожан, которые будут воспринимать не только масштаб своего квартала, но и характер длинной магистрали в целом. И не только гуляя вдоль универмагов на первом этаже, но и из окна транспорта, личного и общественного. Этими 9-этажными протяженными домами подчеркивался характер прямой перспективы проспекта и также его роли как скоростной транзитной магистрали.

    Эта роль была предназначена длинным зданиям (более 5 подъездов). Но были запроектированы также и довольно короткие дома в 9 этажей. Это 4-секционные ЛГ-606 и 1-528КП-41. Круг их применения был гораздо шире. Их можно было ставить и по фронту магистрали для подчеркивания высоты застройки и внутрь квартала для зрительной его «разбивки» на более замкнутые группы домов или, наоборот, для «соединения» подобных 9-этажных зданий в единое зрительное каре, а также для создания зрительных «проходов» между двумя такими домами в глубине квартала. Одним словом, спектр их географической привязки был достаточно широк.
    Вторая, не менее важная причина введения в застройку 9-этажных зданий – это экономия на прокладке внутриквартальных коммуникаций к зданиям, экономия на меньшей площади кровель, подвалов. Конечно, этот эффект несколько нейтрализовался необходимостью устройства лифтов и мусоропроводов и использованием более совершенной подъемной техники, но все равно он имел место и отражался в конечной стоимости квадратного метра.
    В случае с серией ЛГ-606 9-этажные дома превосходили своих низких предшественников выходом полезной жилой площадью. Поскольку на площадке можно было разместить уже не 4, а 6-7 квартир. Опять-таки, значительная экономия.

    Четвертая причина, также выведенная инженерами – дополнительная шумозащита домов внутри квартала. Проведенные предпроектные и впоследствии натурные эксперименты показали, что поставленные вдоль магистрали 9-этажные протяженные здания значительно поглощают и отражают обратно к улице десятки Децибел.


Заневский проспект, 59

    Итак, Невский ДСК №6 выстроил первые 4 9-этажных дома в 1964-1965 годах на Заневском проспекте. Это еще не была серия ЛГ-606. Однако это была ее «генеральная репетиция». Отрабатывалась не только визуальная составляющая проекта, но также и возможность комбинировать такие дома со встроенными в них учреждениями обслуживания населения, а также возможности в формировании поперечной постановки домов в 9-этажном исполнении. И приходится отметить, что получился уникальный ансамбль. Можно даже сказать революционный, или, как минимум, прорывной в своем духе. Можно объяснить подробнее. Все хорошо известен излюбленный прием советских архитекторов 1960-1970-х годов при построении силуэта важной магистрали – это точечные дома повышенной этажности с одной стороны и 9-этажные протяженные дома по другой стороне магистрали. Игра на контрасте. Очень эффектный и растиражированный прием, его можно встретить во всех больших и крупных городах бывшего СССР. Однако, в Ленинграде есть вариация этого приема, нигде более в нем не встречающаяся. Это как раз таки ансамбль на Заневском проспекте. Он создан 9-этажными домами серии ЛГ-606 (на северной стороне проспекта) и их 9-этажными предшественниками (на южной стороне). И если с северной стороной проспекта все понятно, то южная сторона достаточно уникальна – это не точечные дома, а поставленные под углом 90 градусов протяженные пластины с неординарными торцами, обращенными к проспекту. И это на продолжении Невского проспекта!
    Как раз в том 1965 году и мост Александра Невского ввели в эксплуатацию. Очевидно никто кроме Андрея Воронихина с его Казанским собором не ставил на Невском проспекте ( да и многих других тоже) дома торцом к красной линии магистрали. Да и Воронихин строил не жилой дом и не торцом его поставил, а флангом, то бишь, говоря грубо, боком. Да и попробуй только, чтобы дом на Невском показал свой глухой брандмауэр людям! А вот пришли 1960-е годы и Невский проспект продлился Заневским проспектом, на котором архитекторы дерзнули поставить дома перпендикулярно проспекту и оформить торцы пилонами и встроенными учреждениями.
    Эти поперек стоящие дома служат сильным акцентом в окружающей застройке и своим активным силуэтом придают живой энергичный ритм и волнообразный эффект чередования в контрасте с плавной гладкой линией плоских фасадов северной стороны проспекта. Да, это были не глухие торцы из прошлого. Это были «говорящие» торцы с двумя радами балконов , с которых открываются чудесные панорамы проспекта. Это были торцы с первыми отсутствующими этажами, вместо которых присутствовали пилоны. Дома и как бы активно вторгались в ткань основной ленты проспекта и в то же время отступали, давая проход пешеходам под ними. Получался некий диалог проходивших пешеходов и домов, сближение их до уровня взаимодействия (чем не могут похвастать даже сегодня некоторые дома на Невском проспекте).

    Но следует продолжить и вернуться к серии ЛГ-606. Итак, эти 4 дома не были приняты на конвейер. Почему? Ответ был достаточно очевиден. Выход полезной площади у таких зданий был ниже, чем у 9-этажных кирпичных домов серии 1-528 КП-41-42. У них не было ризалитов с лифтовым узлом. Вот его-то и предстояло ввести архитекторам мастерской №4 Ленпроекта.
    Предоставим слово теперь самим разработчикам проекта, архитектору Михаилу Ефимовичу Русакову: « Мастерская, уже в течение ряда лет проектирующая застройку Калининского района, не могла не считаться с тем, что ряд кварталов, расположенных вдоль Пискаревского проспекта, шоссе Революции и некоторых других магистралей района, остался архитектурно не завершенным из-за отсутствия необходимых типовых проектов зданий, соответствующих масштабу и значению этих магистралей. В связи с последним обстоятельством были запроектированы крупные, протяженные дома со встроенными учреждениями. Дома с различными современными магазинами, в сочетании с точечными домами, безусловно, усилят архитектурную выразительность проспектов, в частности, Пискаревского, застройка которого сейчас осуществляется.» Данный авторский отзыв мы можем прочитать в его статье «Девятиэтажные крупнопанельные», опубликованной в журнале Строительство и Архитектура Ленинграда» в №12 за 1965 год. «

    Ну что ж, Михаил Ефимович, выкладывайте ваши чертежи и проекты, стоит представить всем труд, который произвела мастерская №4. Вот эти эскизы:


Это 7-секционные протяженные дома для застройки фронта магистралей.


А это фасады 4-секционных домов серии ЛГ-606..

    Прежде чем начать рассматривать представителей новой серии, имеет смысл представить ее авторов. Кто же ее спроектировал?
Прежде всего, следует назвать руководителя мастерской №4 – Александра Викторовича Васильева, заслуженного архитектора РСФСР.

    Архитектор Васильев Александр Викторович родился в 1913 г. в деревне Покровское Тамбовского района в семье железнодорожного мастера.
    В 16 лет он приехал в Ленинград для поступления в Академию художеств. Но поступить не удалось из-за отсутствия рабочего стажа. Поэтому будущему зодчему пришлось работать чертёжником в архитектурном отделе Ленсовета.
    Через три года Васильев снова подал документы в Академию художеств. Но на этот раз не на факультет живописи, а на архитектурный. Академию окончил в 1938 году, но ещё целых семь лет трудился художником.
    Перед началом Великой Отечественной войны Александр Викторович серьёзно заболел, из-за чего лишился лёгкого. Поэтому на фронт его не взяли. Но Васильев пережил ленинградскую блокаду. Здесь он создавал антифашистские плакаты, многие из которых расклеивались за пределами города. Рисовал он и почтовые открытки, некоторые из которых печатались тиражом до 25 000 экземпляров. В 1944 году Васильев стал главным оформителем выставки «Героическая оборона Ленинграда».
    В 1952–1953 годах по индивидуальному проекту Александра Викторовича был построен дом № 79–81 на проспекте Обуховской Обороны, состоящий из трех живописно скомпонованных объемов. На это здание стоит обратить внимание: например, на тактично введенные скульптурные элементы, немногие деликатно и уверенно прорисованные детали.
    Васильев принимал активное участие в архитектурных конкурсах. Он получил 3-ю премию конкурса на лучший проект Монумента Победы в Московском парке Победы, 2-ю и 4-ю премии конкурса на оформление станции метрополитена «Площадь Восстания». Под руководством Александра Викторовича Васильева был создан ансамбль Пискарёвского мемориала, открытый в 1960 году.
    Александр Викторович является также одним из двух главных архитекторов первого крупнопанельного дома, построенного в Ленинграде в 1955 году в Щемиловке на улице Полярников. И интересующий нас дом серии ЛГ-606 является самым непосредственным потомком этого дома. Это связано с тем, что при конструировании дома была выбрана система продольных несущих стен. Этот принцип проектирования был перенесен впоследствии на серии 1-506, следом за ней на серию 1-507 и Э5-58, а за ними эту схему переняли дома серии 1 ЛГ-606. Собственно, вместе с архитектором Козулиным Александр Васильев разработал и серию сталинских панельных домов 1-506. Эта линия преемственности серий (именно этих) и являлась «генеральной ленинградской» в то время. Уже позже она видоизменилась.
    Кроме панельных экспериментов, архитектор Васильев занимался и градостроительством и созданием ансамблей. К таковым относятся замечательный ансамбль Свердловской набережной и ансамбль Пискаревского проспекта, спроектированные под руководством Васильева. Вот в придании Пискаревскому проспекту неповторимого облика и приняли участие дома серии ЛГ-606.

    Следующим автором серии является, безусловно, архитектор Михаил Русаков. Трудно написать о нем кратко. Очень плодовитый мастер послевоенного Ленинграда. Перечислять его работы просто бессмысленно – это целая статья будет, уж не говоря о том, что о нем уже можно написать увесистую книгу.

    Родился в 1905 году. За свою жизнь он смог осмыслить все направления архитектуры XX века и плодотворнее всего работал именно в жилой архитектуре. Началось его творчество еще в 1930 году с создания конкурсных проектов дома-коммуны, в которых распределялись по блокам различные элементы общественно-бытового обслуживания. В 1946 году спроектировал изумительный трехэтажный дом для застройки Новой Деревни и Удельной, за что проект получил 3-ю премию на Всероссийском конкурсе 1947 г.
    В 1953 г. архитекторы М. Е. Русаков и В. М. Фромзель построили между домами № 200 и 204 первый в Ленинграде 10-этажный жилой дом со встроенными помещениями для учреждения культуры (здесь был открыт кинотеатр «Дружба»). Довольно много зданий построено по его проектам на Петроградской стороне – Чкаловский проспект, 40 (1959г.), и 44 (1956 г.).
    Применительно к типовым проектам – присоединился к мастерской №4 и был непосредственным проектировщиком всех модификаций серии ЛГ-606. С его цитатами мы еще познакомимся ниже.

    Георгий Викторович Костюрин – непосредственный архитектор Калининского (а с 1973 года и Красногвардейского) районов. Основные самые известные его постройки соответственно и связаны с Правым Берегом – типовой проект общежития, на основе которого выстроена гостиница «Карелия»(1979 г.), ансамбль Заневского проспекта (1966-1968 гг.) и кинотеатр «Буревестник» (1987г.).

    Филипп Аронович Гепнер окончил Академию художеств в Ленинграде (1946). Участник Великой Отечественной войны. Нам он с вами уже известен как автор «предпроектов», «пробной версии» домов серии ЛГ-606 – это 4 дома на нечетной стороне Заневского района. Кроме этих зданий он спроектировал: Планировка и застройка Красногвардейской площади на Охте (совместно с А. К. Барутчевым и А. Ш. Тевьяном, 1960-е); здание мастерской М. К. Аникушина на Песочной набережной, 12 (1968); жилое здание дома у кинотеатра «Гигант» (совместно с А. К. Барутчевым) и целый ряд интереснейших памятников и бюстов.

    Итак, с авторами мы познакомились. Им предстояло спроектировать дом для магистральной и внутриквартальной застройки с использованием ризалита подобно домам серии 1-528-КП-41. Дом серии ЛГ-606 изначально проектировался для двух разных типов квартир : применительно к заданиям ЖСК (жилищно-строительных кооперативов) и применительно к домам для заказов отдельных учреждений (заводов, институтов и пр.). Очень удачным являлось то, что они изначально проектировались для ответственных градостроительных целей – магистральной красной линии. И не последним условием являлось то, что освоение домов новой серии должно было происходить на ДСК без реконструкции. Что же авторы, исходя из этих условий. Положили в типовое решение секции (подъезда)?

    Введение ризалита с лифтом позволили размещать на одной площадке 6-7 квартир. В случае с условиями ЖСК это было всегда 7 квартир на этаже, а в случае с остальными домами – 6 квартир. Вот как выглядит планировка этих двух вариантов:

    Как видно по планировкам секции – в первом варианте на этаже 6 квартир, а во втором – 7. В первом варианте это однокомнатных – 2 штуки, двухкомнатных – 3 штуки и одна трехкомнатная. А во втором варианте (для ЖСК) – 4 однокомнатные и 3 двухкомнатные.
    И вот с этим разделением на дома для ЖСК и для всех остальных организаций случилась в истории возникновения некоторая коллизия. Дело в формировании некоторого мнения о том, что эти дома строились только под заказ только ЖСК. Очень многие наши современники так действительно считают. Необходимо внести некоторую ясность. Действительно, при проектировании этих домов и составления проектной задачи было положено задание в том, чтобы обязательно часть этих домов была передана после постройки в управление ЖСК. Поэтому и были запроектированы сразу 2 варианта. Но какова статистика? Из 161 построенных зданий серии только 33 являются домами, построенными для ЖСК. Что любопытно, строились они преимущественно в первую половину истории строительства серии. То бишь, – только 20% всех зданий этой серии выстроены для ЖСК. Можно еще добавить к ним десяток зданий, которые построены по проектам не для ЖСК, но отданы ЖСК. Получится четверть (25%) всех зданий. Если мы с вами посмотрим статистику по долям домов ЖСК в других сериях, то убедимся, что она в среднем точно такая же. Так что специфической стороной серии ЛГ-606 то, что некоторые дома серии отданы ЖСК не является.
    Итак, первыми были спроектированы 7- и 4-секционные здания. Вот их номенклатура:



    Продолжение о домах 1ЛГ-606

    Часть 2 о домах 1ЛГ-606

Автор: Дмитрий Гусаров