Первая панельная серия 1-506. Деликатный эксперимент.


Кантемировская ул. 33

     Выстроенные в 1956-1958 годах два квартала на Щемиловке целиком из крупнопанельных зданий показали – застройка панельными домами выгодна экономически, эстетически выразительна и удобна жильцам. В соответствии с этим, подобные панельные дома были взяты на вооружение. В это время кирпичные жилые дома уже вовсю строились по типовым проектам, пришла пора переводить и панельное строительство на индустриальные рельсы
     Панельные дома уже тогда логично казались адекватной и более эффективной заменой блочным домам и серьезным конкурентом кирпичному домостроению. Для внедрения панельного домостроения в массовую практику были направлены силы сотрудников мастерской №4 института «Ленпроект» и выделен полигонный завод железобетонных изделий на самом краю города – на Правом Берегу Невы, а также определены первоначальные участки для строительства подобных домов – на самом краю города – Щемиловка, Охта и Лесной. То бишь, Архитектурно-Планировочное Управление одновременно решало две задачи – внедрять новую технологию панельного домостроения, передовые идеи на свободных, чистых и «молодых» участках и подальше от центра города, поскольку не было уверено в успехе и выразительности новых кварталов.
     Так, панельным домам отвели скромную роль новых кварталов, правда в довольно перспективном Невском районе. Туда, куда приезжал сам Н.С.Хрущев изучать опыт ленинградских строителей. Ну и кроме того, сказалась и географическая специализация – там, где неподалеку разместился производитель этих домов – завод 40-летия ВЛКСМ. Здесь в полигонных условиях и стали производить первую серию панельных домов – 1-506…

     Институтом «Ленпроект» серия 1-506 была разработана в 1956 году в составе двух подтипов: 1-506-1 – из трех секций (60 квартир) и 1-506-2 – из четырех секций (80 квартир).


План типовой секции дома серии 1-506-2. Из ежегодника «Советская архитектура. 1956-1957гг.

     Ничего радикального или революционного она в себе не несла. Более того, одни из первых домов этой серии, построенные на проспекте Елизарова, по системе построения фасадов и конструктивным особенностям соответствуют экспериментальным домам на улице Седова (122 и 123 кварталы). Даже система облицовки плиткой у этих двух локаций одинаковая.
     То бишь, разрабатывая серию, ее авторы (А.Васильев и А.Козулин) взяли за основу эти дома с улицы Седова. Что же им было предписано изменить? Во-первых, убрать угловые секции, поскольку это приводило к лишним типоразмерам деталей. Во-вторых, вынести все нежилые функции из дома (убрать магазины из первого этажа), поскольку это тоже приводило к дополнительным нетиповым элементам. Все детские сады, котельные, гаражи и прачечные как и прежде, естественно, строились отдельно.


.Эскиз фасада дома серии 1-506. Чертеж из журнала «Жилищное строительство» №12, 1959/

     Зато над обликом этих жилых домов авторы потрудились на славу. По сути, из построенных 35 зданий (1957-1960 гг) из имеющихся двух (!) типов серии было создано несколько вариантов 2-3-4 подъездных зданий. И художественная обработка панелей в разных кварталах имела разный характер. Но обо всем по порядку.

«Соперник кирпича». Серия в трех этапах.

     Серия 1-506 – единственная серия, которая в разных кварталах была выстроена по-разному, причем во всех случаях с использованием элементов классического наследия. Всего было застроено три района этими домами – на Малой Охте, на проспекте Елизарова и на Кантемировской улице. И в каждом случае строил разный трест из разных панелей.

     Первый район следует назвать, конечно же, район проспекта Елизарова. Это кварталы 5 и 7 по обе стороны проспекта. Здесь было построено 13 зданий серии. Застройка велась силами треста №3, того самого, который выстроил и первый панельный дом и кварталы 122-123 Щемиловки. Вот расположение этих домов в застройке:


Синим отмечены 3-парадные, а оранжевым – 4-парадные дома.

     Вот фасады 3-парадных домов:


ул. Ольминского 18


ул. Ольминского 20

     А вот фасады 4-парадника. ул. Пинегина 16


     И на проспекте Елизарова, 20:


     Этот массив, как видно, очень похож на здания 122-123 кварталов на Щемиловке. И он также являлся опытным. Поэтому эту разновидность серии еще именуют 1-506Э, намекая на ее экспериментальность. А вот фотография этих домов в процессе застройки (1959 г):

     Это два дома по проспекту Елизарова - №№ 18 и 14 (слева направо). Фотография из ежегодника «Советская архитектура.1958-1959 гг.

     А это – просвет между этими домами (Елизарова 14 и 18) с торцом от дома 18 по улице Ольминского в перспективе. Фотография из ежегодника «Советская архитектура.1958-1959 гг.

     Ну и из мелочей – ограждения балконов тоже выполнены из металлического литья, но прутья решетки не вертикально направлены, а идут под наклоном, что дает новый рисунок. Разный рисунок решетки – это вполне по-ленинградски (достаточно вспомнить традиции мостостроения).
     Строился массив по Елизарова не только тем же трестом №3 Главденинградстроя, но еще и из тех же деталей и облицовкой метлахской плиткой, что и дома в кварталах 122-123 на улице Седова. Здесь был выстроен такой же детский сад, как и на Седова. Вот он (проспект Елизарова, 16):

     Технические характеристики этих зданий соответствуют характеристикам зданий 122-123-го квартала.
     -Толщина шлакобетонных стен 50 см
     - Высота потолков в чистоте - 3 м. (или с перекрытиями - 3,3м)
     - В составе квартир – 1-2- и 3-комнатные квартиры.
     - Санузлы – в 1-комнатных квартирах совмещенные, в остальных – раздельные.
     - Кухни – по 8,5 кв. м.
     - Комнаты : в 1-комнатных квартирах – 22 кв.м.
        В 2-комнатных – 19,5 и 18 кв.м.
        В 3-комнатных – 19, 15 и 16 кв.м.
     - На этаже по 4 квартиры.

     Вот планировки 4-парадных домов (план из ежегодника «Советская архитектура.1956-1957гг.»):


План типовой секции проекта 1-506-Э

     Характерная особенность серии, особенно учитывая то, что она является начальным этапом становления панельного домостроения – это одинаковость размеров панелей. То, что они одинаковы на высоту этажа – это понятно. Но они еще и все одинаковы по ширине на фасаде – 3.4 метра. Это единственная такая серия домов с таким унифицированным размером панели. В дальнейшем, панели будут разной ширины, разных конфигурация и в разных вариантах. А здесь это было задумано специально – для конвейера, дабы сократить количество типоразмеров деталей. Все панели по всем фасадам имеют одинаковую ширину – и с балконами, и в подъездах – панели лестничных клеток. Это , естественно, было сделано с целью экономии на производстве. Исключение составляют торцы зданий – там было никак не обойтись без более узких панелей – торец здания состоит из 5 панелей – 2-х стандартных и трех узких. Такое решение торца станет характерным и для многих более поздних серий - 1 ЛГ-507, 1 ЛГ-504 и 1 ЛГ-606, 1ЛГ-504Д. Сама же 506-я серия порядок этих панелей в торце еще поменяет (в других кварталах), но состав их не изменится – те же 5 панелей.

     Второй район, застроенный этой серией – Малая Охта.

     В 1957 году серия 1-506 была утверждена для застройки 30 квартала Малой Охты:

     Здесь было выстроено 14 зданий этой серии. Монтаж здесь вел уже Трест №19 и из других панелей. Было решено отказаться от облицовки плиткой ( с точки зрения эксплуатации облицовка плиткой – головная боль. Вплоть до 2010-х годов плитка у любых домов отваливается, а найти подходящую – практически нереально. Возможно, проектировщики кварталов с домами серии 1-506, облицованных метлахской плиткой уже тогда предвидели это, поэтому и применили эту загадочную пеструю плитку – диапазон ее песчаного колорита настолько разнообразен, что при ее выпадении (за 50 лет, кстати, процент выпавших крайне незначителен) можно заменить на похожую. Плитку заменили на краску по керамзитобетону.


Фотография из ежегодника «Советская архитектура.1956-1957гг.»

     В течение 2 лет (1957-1959гг) здесь было выстроено кроме 14 домов серии 2 детских сада, ясли, два здания крупнопанельных магазина (на Рижской улице), котельная и ряд хозяйственных построек. Вот фотография моментов застройки квартала – 1959 год:

     Для застройки квартала №30 Малой Охты был принят только один тип дома – серия 1-506-2 – 3-секционный, 60 квартирный. Это уже не экспериментальный проект, а типовая серия. Типовая, но зато какая!


Новочеркасский пр. 61


Рижская ул. 4


ул. Громова 10

     Итак, какие отличия от домов 1-506Э ?

     Во-первых, размещение панелей в торце. Как видим, панели с окнами в торце «съехали» к краям, а все узкие панели (3 шт.) сконцентрировались в центре. Зачем это сделано? Это была попытка по-новому осветить комнату. Ведь и в предыдущих домах были торцевые комнаты с двумя окнами. Но раньше окна были разнесены по углам комнаты. А теперь они собрались в одном углу, хоть и смотрят в две разные стороны. Это сделано для того, чтобы торцевую комнату сформировать несколько по иному принципу – ведь окна служат не только источником света для комнаты (нормы инсоляции соблюдены в обоих случаях), не только «окном в мир», но и своеобразным «рассечением» комнаты на общественное и интимное пространство. При разнесенных окнах в комнате с двусторонними окнами почти не остается места для интимной зоны, и при желании, соседи из другого дома (если он стоит достаточно близко, а в этом квартале это как раз так) могут увидеть хозяина при интимном или сугубо личном. А при сконцентрированных в одном углу окнах в квартире остается половина «непросматриваемая» . Ну и, кроме того, архитекторы хотели сконструировать новый тип торцевой стены – с глухой плоскостью по середине, чтобы на ней можно было выполнять монументально-декоративные композиции.
     Во-вторых – новый тип панели с балконом. Нет. Размер панели остался прежним – 3x3,4 м.


Фрагмент дома с балконными панелями

     Как видно, если раньше была только центральная широкая дверь на балкон, то теперь в панели сделаны с одной стороны дверной проем (несколько поуже), а с другой стороны – узкое окно. Но вообще, в этой модификации серии 1-506 панели с двумя проемными элементами встречаются не только с балконами, но и в виде двойных окон:

     На этом фото видна также и другая характерная особенность этих домов (не применявшаяся потом нигде, не только ни в одной серии, но даже и в других представителях серии 1-506) – это наличие отверстий под окнами для притока воздуха в комнаты, имеющие регулировочные клапаны.
     В-третьих,– тектоническое и цветовое оформление. Панели теперь окрашивались полимерными красками по бетону. Ряд деталей – фриз теперь выполнен не из складчатого бетона, а из такой же плоской панели (только узкой), расписанной под греческий орнамент с медальонами. Панель лестничного узла верхнего (пятого) этажа выполнена не из двух сегментов узких трехстворчатых окон, а из одного высокого (тоже трехстворчатого) окна. Благодаря внедрению красок, новые дома значительно выиграли – им можно придать любую окраску, поэтому в этом квартале встречаются и красные, и голубые, и оранжевые, и зеленые и желтые дома с выделением более насыщенным цветом ряда элементов – спаривание окон, фриз, цоколь и пр.
     В-четвертых, - не видная внешне особенность – плоскости поперечных стен лестничных клеток и перегородок совмещены с осями стыков панелей наружных стен (чего не было в экспериментальной версии).

     Ну и еще несколько характеристик домов 30 квартала Малой Охты.
     Панели средней стены – П-образной формы, что делает конструкцию более устойчивой и позволяет устраивать в стенах ниши. Вертикальные швы между панелями заполнялись шлакобетоном. Для уменьшения веса стеновых панелей в них устраивается один или два ряда цилиндрических пустот диаметром 102 мм.
     Состав квартир – однокомнатные (5 шт в доме) 2-комнатные (35 шт.) и 3-комнатные (20 шт).
     Все квартиры имеют балконы. Входы в дома организованы, как правило, со двора.

     А вот фотографии подъезда дома 4 по Рижской улице. Обратим внимание, что каждые две квартиры имеют на площадке небольшой тамбур, несколько отделенный от лестничной площадки

     Ну а кроме жилых домов, из панелей в этом квартале были сооружены также детский сад и магазины:

     Итак, завод с Правого Берега Невы (12 завод ЖБИ) выполнил заказ на вторую версию серии 1-506, уже не экспериментальную, но в значительной степени переработки (лестничные марши и ряд других деталей поставлялись все-таки с других заводов). И вот поступает новый заказ – на изготовление панелей сери 1-506 в новом исполнении. И для застройки уже не востока города, а северного участка, в район сплошной кирпичной застройки. Новые дерзания в новых идеях!

    Третий район , застроенный этой серией, - Кантемировская улица. Заявка на первенство.

     Силами Треста №104 здесь было выстроено 7 домов. Восьмой такой же был выстроен на Петроградской стороне, на улице Даля, 4.

     Здесь были уже применены 2-х (2 шт) и 3-х (5 шт) подъездные дома серии 1-506.
     Эти дома разрабатывались на базе домов, выстроенных на Малой Охте, но уже в новом тектоническом оформлении.


Ул. Харченко 12


Кантемировская ул. 31


Парголовская ул. 7

     Эти здания сконструированы по той же самой схеме и использованы те же самые типы панелей, что и в проекте, примененном на Малой Охте. Однако есть и своя изюминка – они оформлены уже по-другому – совсем индивидуально. Фактура панелей – очень редкая, с использованием чешуек. Такой мотив не использовался в Санкт-Петербурге в таком масштабе ни разу. Конечно, у этой рельефной отделки проявились и свои минусы: в условиях автомобильной загазованности чешуйки со временем покрываются сверху гарью – но это беда любой рельефной лепнины, любого барельефа и скульптуры на фасадах зданий города. Как бы то ни было, но эти чешуйки выгодно выделили эти здания из всей массы зданий Города на Неве.


Фрагмент здания на Кантемировской улице, 33

     Также отличительной чертой являются и гирлянды, которые появились на панелях впервые – это гирлянды под парными окнами – в оригинале они выделены красным цветом. Также в виде рельефного каната сделаны выделения красными полосами по уровню верхней части 4-го этажа. Это вкупе с обведением карниза бетонными блоками насыщенного рубинового цвета подчеркивает и зрительно разделяет дом на несколько поэтажных частей, что в конечном счете придает стройности дому, общая форма которого достаточно незамысловата – прямоугольный параллелепипед. Несколько утилитарно выглядят только прямоугольные отверстия вентиляционных каналов в рубиновом фризе здания.

     Все эти приемы заимствованы, безусловно, из классицизма. Такое достаточно парадное решение, возможно, обусловлено заказчиком – эти дома были выстроены для военных офицеров.

     Один точно такой же дом было решено построить и для архитекторов, да ни где-нибудь , а на Петроградской стороне – на улице Даля, рядом с усадьбой гражданского инженера Л.А.Ильина 1913 года постройки. Дом серии 1-506 в таком же оформлении был выстроен в 1959 году. И он интересен тем, что в нем жили очень талантливые и продуктивные архитекторы. Среди них - Народный архитектор СССР А.В.Жук, архитектор А.И.Князев, четвёртый главный архитектор Ленинграда Г.Н.Булдаков, архитектор Н.М.Назарьин, архитектор и художник Л.Л.Шретер, архитектор А.В.Васильев (разработчик этой и некоторых других серий домов) и архитектор М.П.Савкевич.


ул. Даля 4

     Но не все дома в массиве на Кантемировской улице одинаковые. Есть среди них два здания (улицы Парголовская, 5 и Харченко, 10), которые интересны тем, что по своей квартирографии воспроизводят схему самого первого панельного дома в городе (ул. Полярников 10, 1955г.п.). Они тоже двухпарадные и, что любопытно, на каждом этаже в них также по 3 квартиры. То есть в доме 5 одно-, 10 двух- и 15 трехкомнатных квартир. Эти дома были выстроены потому, что конфигурация участка не позволяла разместить там один 4-парадник, а двухпарадники в арсенале застройщиков были тогда только такие. Тем более, что по составу квартир заказчика это вполне устраивало.


2-парадный дом Парголовская ул. 5

     Итоги:

     Итак, обзор серии 1-506 можно завершить и подвести некоторые итоги. Особенно в связи с технологией, которую реализовывали путем строительства этой серии домов – технологию панельного домостроения. Что показала эта серия?
       1) Естественно, экономию времени, средств и трудоресурсов при монтаже здания (продолжительность монтажа жилого корпуса по данным строительства первых восьми домов снизилась с 59 до 35 дней).        2) Исключение неблагоприятных климатических воздействий или сведение из до минимума, что очень неблагоприятно сказывалось всегда на качестве стройки из кирпича или блоков.        3) В течение всего 2-3 лет была выстроена целая эволюционная линия серии, которая путем внедрения новых методик позволяет выдавать любой состав квартир, но и придает индивидуальность каждому отдельному кварталу.        4) Новая эстетика зданий.
    Здесь можно остановиться подробнее. Основными конкурентами первой панельной серии, еще молодой и неопытной (для Ленинграда) были кирпичные серии 1-505 и 1-405, и крупноблочная 1-415.
     Как мы уже говорили, кирпичное домостроение с 1953 года на 80 % стало производиться по типовым проектам. И если поначалу серия 1-405 была обогащена элементами классического наследия. То к 1957 году она стала просто кирпичным бруском с довольно узкими окнами. Серия 1-505 «добавила серости», поскольку строилась почти целиком из серого кирпича, что производит отягчающее впечатление. О штукатурке с 1955 года и говорить уже не приходится. Блочное строительство также строилось тогда из мрачных серых блоков. К 1957 году по сути все проекты домов свелись к сталинским 5-этажкам, лишенных каких-либо средств выразительности и ограниченных набором из домов-пластин, угловых зданий и зданий в форме скобы. В лучшем случае, оштукатуривался цокольный этаж с добавлением тяг. И в этот момент «борьбы с излишествами» в кирпичном и блочном домостроении не происходит появление чего-то нового – имеющиеся проекты просто упрощаются до аскетизма. А панельная серия 1-506 из довольно скудного набора форм и сюжетов (она также была сильно зажата в тиски индустриализации и ей необходимо было показывать экономию во всем) создает по сути минимум три непохожих друг на друга района застройки с добротными домами, где каждый район имеет свои мотивы и сюжеты. Район проспект Елизарова – пестрая метлахская плитка из Саурежского гипса, Малая Охта – разноцветными оптимистичной раскраски домами с двойными окнами на панелях и рядом деликатных деталей – фризы, торцы, балконы… И район кантемировской улицы, где есть совсем уж уникальные для Петербурга дома «с чешуйками» и решенными в одной колористической гамме – песчаные и светло-оранжевые дома с разделением и подчеркиванием тонкими изящными рубиновыми линиями. И это разнообразие всего на 35 домах!
     Можно с уверенностью сказать, что в эстетическом плане ленинградские архитекторы придумали серию домов, которая не просто смогла с самого начала конкурировать с эстетикой кирпичных и блочных домов, но, во многом и превзошла их и на тех скудных условиях, что были даны этим трем разным технологиям, смогла дать более разнообразный и более продуктивный выход. Конечно эта серия не раскрыла полностью потенциал панельного домостроения, это будет намного позже; но и «не ударила в грязь лицом», показала отличный результат в виде нескольких очагов индивидуально оформленных массивов зданий.

     Эволюцию серии и ее возможное превращение в другие серии прервало Постановление Совета Министров СССР от 1 марта 1958 года, в котором устанавливались новые нормы проектирования жилых зданий, где высота потолка ограничивалась 2,7 м а допускаемая площадь 1-комнатной квартиры в 16, а 2-комнатной в 22 кв.метра. Дома по старым нормам достраивались еще до 1960 года, ведь и конвейер за месяц не переналадишь… Конечно это постановление было логичным звеном в общей цепочке индустриализации домостроения, которые привели впоследствии и к «хрущевкам» и к новым планировочным схемам и ярким идеям Но то будет потом. А в период 1957-1960 годы в Ленинграде среди прочей массы было выстроено 35 зданий под кодом серии 1-506, которые жители города справедливо относят к «сталинкам» и ценят то экспериментальное и то практичное, что было в них достигнуто.

     Ps Неожиданно....Несколько домов серии 1-506 было построено в г. Минск, Республика Беларусь


Минск. Проспект Партизанский, 56 / Улица Жилуновича, 21

     Автор: Дмитрий Гусаров.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director