ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙОН, КУПЧИНО
На карте военного топографа Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, нанесено селение Kupsilla. В начале 18 века деревня Kupsilla (Купсино) принадлежала Александро - Невскому монастырю. В1714 году она вместе с прилегавшими к ней пашнями и угодьями была подарена царевичу Алексею- сыну Петра 1, но вскоре вновь отошла к монастырским владениям. В документах 18 века название деревни Купсино встречается и под другим, современным, названием - Купчино. Современная территория города, объединяемая топонимом "Купчино", описывается разными источниками по-разному. С точки зрения Энциклопедии Санкт-Петербурга – это местность, ограниченная на севере – улицей Фучика, на востоке – Московской линией железной дороги, на западе – линией Витебской железной дороги. Согласно Реестру названий объектов городской среды Купчино располагается между улицей Фучика, линией Московской железной дороги, проспектом Славы, Софийской улицей, линией Окружной железной дороги и линией Витебской железной дороги.
На взгляд автора сайта о Купчино, границы Купчина несколько шире. Простота коммуникаций внутри района и, наоборот, сложность прохода-проезда за его пределы, позволяет чётко выделить территорию, ограниченную линиями железных дорог: старой окружной (Соединительной) – станция Волковская, с севера, современной Окружной – станция Купчинская с юга, путями витебского и московского направлений с запада и востока. Таким образом, опять же по мнению автора, в понятие "Купчино" включаются значительная часть промзоны "Обухово", Ново-Волковское кладбище и Витебская – Сортировочная улица.
С исторической точки зрения на право называться Купчином могла бы претендовать только небольшая территория у железнодорожной платформы Проспект Славы, где ранее находилась одноимённая деревня. В начале 1960-х годов приступили к массовому строительству на территории совхоза "Ударник", села Рылеева, посёлка имени Шаумяна, между нынешними улицами Фучика, Димитрова и железнодорожными путями Московского и Витебского направлений. Именно на эту территорию по наследству перешёл топоним. Сейчас эту местность часто называют старым или северным Купчином. В 1970-е годы границы Купчина сильно расширились на юг. Территорию от окружной железной дороги до проспекта Славы иногда называют новым или южным Купчином.
В связи со строительством КАД, автодороги на Колпино (продолжение Софийской улицы) и активным развитием территории, находящейся южнее окружной железной дороги стоит подумать о включении этих территорий в понятие "Купчино". Да и Южная ТЭЦ, по мнению автора сайта, тоже может считаться находящейся на территории Купчина. Купчино является частью Фрунзенского района.
Фрунзенский район Санкт Петербурга образован в апреле 1936 года. Его площадь составляет 3 580 гектаров – почти 6% всей территории города. Здесь проживает 365 тысяч человек, треть из которых занято в различных отраслях экономики.
На том же сайте, посвященном Купчино, представлена большая статья о Типовой жилой застройке с 1950-х по н.в. в этом районе.
Официальный сайт Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сайт "Купчино. Исторический район"
Статья о Купчино "Южнее проспекта Славы" из журнала Строительство и Архитектура Ленинграда №07 1971г.
Статья о Бухарестской ул. " Купчино. Архитектурный ансамбль главного въезда" из журнала Строительство и Архитектура Ленинграда №04 1972г.
Статья о Бухарестской ул. "Важная артерия Купчина" из журнала Строительство и Архитектура Ленинграда №06 1978г.
Список муниципальных округов района:
Обзор кварталов 71 муниципального округа "Волоквский"
Обзор кварталов 72 муниципального округа
Обзор кварталов 73 муниципального округа "Купчино"
Обзор кварталов 74 муниципального округа "Георгиевский"
Обзор кварталов 75 муниципального округа
Обзор кварталов 76 муниципального округа "Балканский"
Волково
Границы: Обводный канал- ул. Боровая – ул. Днепропетровская - ж/д
Жилая часть была сформирована вокруг Лиговского проспекта еще до революции. Из-за близости к ж/д веткам большая часть территории района Волково это складских и производственные зоны. В районе более 15 тысяч предприятий различной формы.
Промышленные предприятия вместе с двумя кладбищами (Волковское и Нововолковское) занимают большую часть этого микрорайона. Хотя и есть вкрапления жилых кварталов. В список территорий, подлежащих сносу, попали два участка из них – в районе строительства станции метро «Волковская», а также кварталы вдоль русла реки Волковки.
Восточнее Варшавской ж.д.
Границы микрорайона: пр. Славы – Белградская ул. – ул.Алмазная – ул.Витебская Сортировочная – ж/д. Доминантой этого микрорайона можно считать проспект Славы — главную магистраль территории, связавшую южные районы города с Правым берегом
Застройка северного Купчино начиналась в 1960-е, по единому плану выросли целые кварталы панельных пятиэтажек. Сейчас хрущевки составляют большую часть жилищного фонда территории (в отличие от освоенной позже южной части района). Кроме того, много панельных домов более поздних серий - 504, 602, 600.11, а также типовых кирпичных зданий 1970-х годов постройки. Вдоль проспекта Славы и Бухарестской ул. сосредоточены дома, построенные по индивидуальным проектам, с квартирами улучшенной планировки. Новые дома в в ВВЖД строятся , в основном - нижнего эконом класса.
Территорию пересекают две транзитные магистрали: пр. Славы — с востока на запад и Бухарестская ул. — с севера на юг. В ноябре прошлого года открыто движение на путеводной развязке Дунайского проспекта с железнодорожными путями Витебского направления. Перспективы нового жилищного строительства в микрорайоне ВВЖД не в последнюю очередь связываются с программой реконструкции хрущевок.
Южнее реки Волковки
Границы : пр.Славы - ул.Софийская - – ж/д – ул. Малая Балканская – ул.Белградская.
Недорогой спальный район, квартиры здесь пользуются устойчивым спросом. Удаленность от центра компенсируется приличным качеством жилищного фонда. Территория застраивалась 1970–80 годы по единому плану застройки. Как следствие, большинство территории застроено панельными домами 504-й, 602-й, 606-й и 137-й серий. Кирпичные дома строились позже, и их существенно меньше. Район застраивался последовательно и имеет четкую геометрическую планировку — прямоугольную сетку улиц. Так как в микрорайоне практически нет коммунальных квартир, то социальное окружение однородно. Большая часть новых возводимых зданий относится (так же как и в ВВЖД) к нижнему эконом классу (панельные и кирпично-монолитные дома с небольшими квартирами и встроенными помещениями). |