МОСКОВСКИЙ РАЙОН

     МОСКОВСКИЙ РАЙОН, административно-территориальная единица в Ленинграде (райисполком - на Московском проспекте, 129). Назван в честь столицы СССР - Москвы, к которой ведёт начинающееся в М. р. шоссе. Образован в 1919, в современных границах с 1965 (см. Районирование). Расположен в южной части Ленинграда. В северной части М. р. находится исторический район Московская застава, в южной части - Пулково. Площадь района 75,5 тыс. га, в том числе зелёных насаждений 1743,5 га (Московский парк Победы, Авиаторов парк). Население около 370 тыс. человек (1990). Основные магистрали: проспекты Московский, Ленинский, Витебский, Ново-Измайловский, Космонавтов, Юрия Гагарина. До революции только район Московской заставы находился в черте города (см. Городская территория). В 1917 часть будущего М. р. входила в состав Московского (Московско-Заставского) района. В 1930-е годы на территории Московского района планировалось создать новый городской центр. Его ядром должен был стать ансамбль Московской площади с Домом Советов. В годы войны к югу от Средней Рогатки (ныне площадь Победы) проходил передний край обороны Ленинграда (см. Блокада 1941-44).     В 1990 в районе около 40 промышленных предприятий (объединения «Электросила», «Скороход», «Пролетарский труд», «Маяк», Ленмясокомбинат, завод грампластинок фирмы «Мелодия», завод «Позитив», вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова), 27 НИИ, проектных организаций и КБ (Центральный дизельный институт, институт «Ленпромстройпроект», «Гипрогор», «Гипротранс», «Гипроэнергомаш», Главная астрономическая обсерватория АН СССР); 3 вуза (Академия гражданской авиации, Высшая пожарно-техническая школа, Ветеринарный институт); 37 общеобразовательных школ, 7 техникумов, 8 ПТУ, 132 дошкольных учреждения, 6 больниц, 26 поликлиник. Население обслуживают 156 продовольственных и 72 промтоварных магазина, 2 универмага, 96 предприятий общественного питания. Среди культурно-просветительный учреждений - Дворец культуры и техники имени В. П. Капранова, ДК имени Ильича, Спортивно-концертный комплекс имени В. И. Ленина, 12 массовых библиотек, 9 кинотеатров, 18 ДК и клубов, 5 стадионов. Общая полезная площадь жилищного фонда 5,5 млн. м2. В период блокады в 1941-44 территория района подвергалась воздушным бомбардировкам и артобстрелам, нанёсшим значительный ущерб. В послевоенные годы в районе шло интенсивное строительство жилья и культурно-бытовых учреждений. Новая застройка распространяется на юг вдоль Московского проспекта. На территории М. р. расположен ряд памятников истории и культуры (Московские триумфальные ворота, Чесменский дворец, Чесменская церковь, фонтан «Нептун», верстовые столбы, здание «Дома Советов», мемориал «Зелёного пояса Славы» - «Пулковский рубеж», памятник В. И. Ленину, С. М. Кирову, Н. Г. Чернышевскому, Монумент героическим защитникам Ленинграда).

Официальный сайт Московского района Санкт-Петербурга



Статья из журнала Строительство и Архитектура Ленинграда 11 1962г. о планировке и застройке Московского района.


Список муниципальных округов района:

Обзор кварталов 44 муниципального округа "Московская Застава"

Обзор кварталов 45 муниципального округа " Гагаринское"

Обзор кварталов 46 муниципального округа "Новоизмайловское"

Обзор кварталов 47 муниципального округа "Пулковский меридиан"

Обзор кварталов 48 муниципального округа "Звездное "


Ближняя Рогатка

     Это северная часть Московского района. Микрорайон, находящийся в непосредственной близости к исторической части города, так же и сам имеет богатую историю. История названия микрорайона следующая: там, где сейчас находятся Московские ворота, находился шлагбаум и сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы и взимали сборы. Это место называли «Первая (Ближняя) Рогатка». Вторая, Средняя Рогатка находилась в месте нынешней площади Победы.
      Жилищный фонд микрорайона - это около сотни домов, в основном сосредоточенных вдоль Московского проспекта. Северная часть района застроена в основном домами старого фонда, в большинстве с металлическими перекрытиями. Но сейчас это район начал постепенно застраиваться жильем бизнес-класса и класса элита-премиум.

Западнее Варшавской ж.д.

     Комплексное освоение данной территории началось после войны. Согласно Генплану Ленинграда 1951 года, предусматривавшего расширение города, прежде всего, в южном направлении, ЗВЖД была объявлена зоной стратегического градостроительного значения. Возведение жилых массивов и прокладка дорог должна была решить проблему соединения Московского и Невского районов города. Развитие района шло вдоль строящейся линии метро (ст.м. «Парк Победы» была открыта в апреле 1961 года в составе участка «Парк Победы» - «Технологический институт») и ветки Варшавской железной дороги. Последняя была в 70-е годы засыпана.
     В 1958 году группой ленинградских архитекторов под руководством С. Б. Сперанского, был разработан проект жилой застройки рассматриваемой территории. В основу проекта положили контрастное сочетание пяти-, девяти- и двенадцатиэтажных жилых домов с вкраплениями двухэтажных зданий магазинов, коммунально-бытовых учреждений, школ и детских садов. Застройка не была плотной – между домами располагались широкие озелененные дворы с просторными спортивными и детскими площадками. В начале 60-х гг. был проложен дублер Московского проспекта – Новоизмайловский проспект. Вдоль него началось строительство. Около 80% застройки рассматриваемого микрорайона относится к домам первых массовых серий.
     Значительную часть замыслов ленинградских архитекторов удалось воплотить в жизнь. Дворы хрущевских кварталов буквально утопают в зелени. Немало здесь спортивных и детских площадок, хотя многие из них нуждаются в благоустройстве. Объекты инфраструктуры, в основном, сконцентрированы вдоль магистралей – Ленинского и Ново-Измайловского проспектов, площади Конституции, Краснопутиловской и Варшавской улиц. Редкие предприятия торговли и услуг встречаются и в глубине кварталов. Эти, в основном, небольшие продуктовые магазины и парикмахерские, которые располагаются на первых этажах жилых зданий, в квартирах, расселенных и переведенных в нежилой фонд.

Восточнее проспекта Юрия Гагарина

     Микрорайон между проспектами Витебским и Юрия Гагарина до улицы Орджоникидзе. Эти кварталы застраивались, в основном, в 1960–1970 годы панельными хрущевками. Несколько кирпичных серийных домов расположено вдоль улицы Типанова. Несмотря на ветхость и низкие потребительские характеристики, квартиры в хрущевках на Гагарина – Космонавтов, благодаря близости парка Победы и зеленым тихим дворам, пользуются спросом и являются одними из самых дорогих объектов данного типа в городе.
     Транспортная доступность у микрорайона ВПЮГ такая же хорошая, как и у всего Московского района. Жители ВПЮГ пользуются ближайшими станциями метро - Парк Победы» и «Московская». Московский проспект, проходящий вне рассматриваемых территорий, является транспортной доминантой и этого микрорайона.

Центр Московского района

     Она расположена посередине Московского проспекта, и именно с ней у большинства горожан ассоциируется Московский район. Изначально зона планировалась как жилая. Согласно плану развития района здесь строились только «сталинские» дома. Позднее появился второй тип сталинского жилья — крупноблочное домостроение. Квартиры в таких домах отличались гораздо меньшими площадями, худшими потребительскими характеристиками. Оба вида «сталинок» представлены на описываемой территории. Сталинскую застройку перемежают несколько кварталов кирпичных хрущевок, построенных в более позднее время. Вдоль Московского проспекта преобладают именно номенклатурные сталинки. Даже парки — их в районе три (парк Победы, Авиаторов и Городов-героев) — расположены рядом с проспектом. В парке Победы зимой по-прежнему заливают каток, а летом здесь работают лодочная станция и аттракционы. Микрорайон так же характеризуется социально однородностью – здесь живут обеспеченные люди. Как уже говорилось, Центр Московского района пользуется популярностью у творческой интеллигенции.

Юг Московского района

      Новые жилые кварталы у станции метро «Звездная» - это ЮГ Московского района. В последние несколько лет здесь активно развивается торговая инфраструктура, а рядом идет интенсивное жилищное строительство. Быстро появляющееся новое жилье высокого качества превращает кварталы у «Звездной» в престижный спальный район. Эта часть Московского района обладает хорошей транспортной доступностью. Территорию огибает крупная транзитная трасса – Витебский проспект. Микрорайона обслуживает станция метро «Звездная», а неподалеку от северной границы действуют станции «Парк Победы» и «Московская». Престижный Московский проспект, проходящий вне рассматриваемых территорий, тем не менее, оказывает на них существенное влияние и является транспортной доминантой всего района. Здесь интенсивно ведется новое строительство. Кварталам есть куда разрастаться. В настоящее время активно застраиваются площади вдоль Московского шоссе. Одним из самых активных застройщиков Юга Московского района является компания ЛЭК.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director