МОСКОВСКИЙ РАЙОН
МОСКОВСКИЙ РАЙОН, административно-территориальная единица в Ленинграде (райисполком - на Московском проспекте, 129). Назван в честь столицы СССР - Москвы, к которой ведёт начинающееся в М. р. шоссе. Образован в 1919, в современных границах с 1965 (см. Районирование). Расположен в южной части Ленинграда. В северной части М. р. находится исторический район Московская застава, в южной части - Пулково. Площадь района 75,5 тыс. га, в том числе зелёных насаждений 1743,5 га (Московский парк Победы, Авиаторов парк). Население около 370 тыс. человек (1990). Основные магистрали: проспекты Московский, Ленинский, Витебский, Ново-Измайловский, Космонавтов, Юрия Гагарина. До революции только район Московской заставы находился в черте города (см. Городская территория). В 1917 часть будущего М. р. входила в состав Московского (Московско-Заставского) района.
В 1930-е годы на территории Московского района планировалось создать новый городской центр. Его ядром должен был стать ансамбль Московской площади с Домом Советов. В годы войны к югу от Средней Рогатки (ныне площадь Победы) проходил передний край обороны Ленинграда (см. Блокада 1941-44).
В 1990 в районе около 40 промышленных предприятий (объединения «Электросила», «Скороход», «Пролетарский труд», «Маяк», Ленмясокомбинат, завод грампластинок фирмы «Мелодия», завод «Позитив», вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова), 27 НИИ, проектных организаций и КБ (Центральный дизельный институт, институт «Ленпромстройпроект», «Гипрогор», «Гипротранс», «Гипроэнергомаш», Главная астрономическая обсерватория АН СССР); 3 вуза (Академия гражданской авиации, Высшая пожарно-техническая школа, Ветеринарный институт); 37 общеобразовательных школ, 7 техникумов, 8 ПТУ, 132 дошкольных учреждения, 6 больниц, 26 поликлиник. Население обслуживают 156 продовольственных и 72 промтоварных магазина, 2 универмага, 96 предприятий общественного питания. Среди культурно-просветительный учреждений - Дворец культуры и техники имени В. П. Капранова, ДК имени Ильича, Спортивно-концертный комплекс имени В. И. Ленина, 12 массовых библиотек, 9 кинотеатров, 18 ДК и клубов, 5 стадионов. Общая полезная площадь жилищного фонда 5,5 млн. м2. В период блокады в 1941-44 территория района подвергалась воздушным бомбардировкам и артобстрелам, нанёсшим значительный ущерб. В послевоенные годы в районе шло интенсивное строительство жилья и культурно-бытовых учреждений. Новая застройка распространяется на юг вдоль Московского проспекта. На территории М. р. расположен ряд памятников истории и культуры (Московские триумфальные ворота, Чесменский дворец, Чесменская церковь, фонтан «Нептун», верстовые столбы, здание «Дома Советов», мемориал «Зелёного пояса Славы» - «Пулковский рубеж», памятник В. И. Ленину, С. М. Кирову, Н. Г. Чернышевскому, Монумент героическим защитникам Ленинграда).
Официальный сайт Московского района
Санкт-Петербурга
Статья из журнала Строительство и Архитектура Ленинграда 11 1962г. о планировке и застройке Московского района.
Список муниципальных округов района:
Обзор кварталов 44 муниципального округа "Московская Застава"
Обзор кварталов 45 муниципального округа " Гагаринское"
Обзор кварталов 46 муниципального округа "Новоизмайловское"
Обзор кварталов 47 муниципального округа "Пулковский меридиан"
Обзор кварталов 48 муниципального округа "Звездное "
Ближняя Рогатка
Это северная часть Московского района. Микрорайон, находящийся в непосредственной близости к исторической части города, так же и сам имеет богатую историю. История названия микрорайона следующая: там, где сейчас находятся Московские ворота, находился шлагбаум и сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы и взимали сборы. Это место называли «Первая (Ближняя) Рогатка». Вторая, Средняя Рогатка находилась в месте нынешней площади Победы.
Жилищный фонд микрорайона - это около сотни домов, в основном сосредоточенных вдоль Московского проспекта. Северная часть района застроена в основном домами старого фонда, в большинстве с металлическими перекрытиями. Но сейчас это район начал постепенно застраиваться жильем бизнес-класса и класса элита-премиум.
Западнее Варшавской ж.д.
Комплексное освоение данной территории началось после войны. Согласно Генплану Ленинграда 1951 года, предусматривавшего расширение города, прежде всего, в южном направлении, ЗВЖД была объявлена зоной стратегического градостроительного значения. Возведение жилых массивов и прокладка дорог должна была решить проблему соединения Московского и Невского районов города. Развитие района шло вдоль строящейся линии метро (ст.м. «Парк Победы» была открыта в апреле 1961 года в составе участка «Парк Победы» - «Технологический институт») и ветки Варшавской железной дороги. Последняя была в 70-е годы засыпана.
В 1958 году группой ленинградских архитекторов под руководством С. Б. Сперанского, был разработан проект жилой застройки рассматриваемой территории. В основу проекта положили контрастное сочетание пяти-, девяти- и двенадцатиэтажных жилых домов с вкраплениями двухэтажных зданий магазинов, коммунально-бытовых учреждений, школ и детских садов. Застройка не была плотной – между домами располагались широкие озелененные дворы с просторными спортивными и детскими площадками. В начале 60-х гг. был проложен дублер Московского проспекта – Новоизмайловский проспект. Вдоль него началось строительство. Около 80% застройки рассматриваемого микрорайона относится к домам первых массовых серий.
Значительную часть замыслов ленинградских архитекторов удалось воплотить в жизнь. Дворы хрущевских кварталов буквально утопают в зелени. Немало здесь спортивных и детских площадок, хотя многие из них нуждаются в благоустройстве. Объекты инфраструктуры, в основном, сконцентрированы вдоль магистралей – Ленинского и Ново-Измайловского проспектов, площади Конституции, Краснопутиловской и Варшавской улиц. Редкие предприятия торговли и услуг встречаются и в глубине кварталов. Эти, в основном, небольшие продуктовые магазины и парикмахерские, которые располагаются на первых этажах жилых зданий, в квартирах, расселенных и переведенных в нежилой фонд.
Восточнее проспекта Юрия Гагарина
Микрорайон между проспектами Витебским и Юрия Гагарина до улицы Орджоникидзе. Эти кварталы застраивались, в основном, в 1960–1970 годы панельными хрущевками. Несколько кирпичных серийных домов расположено вдоль улицы Типанова. Несмотря на ветхость и низкие потребительские характеристики, квартиры в хрущевках на Гагарина – Космонавтов, благодаря близости парка Победы и зеленым тихим дворам, пользуются спросом и являются одними из самых дорогих объектов данного типа в городе.
Транспортная доступность у микрорайона ВПЮГ такая же хорошая, как и у всего Московского района. Жители ВПЮГ пользуются ближайшими станциями метро - Парк Победы» и «Московская». Московский проспект, проходящий вне рассматриваемых территорий, является транспортной доминантой и этого микрорайона.
Центр Московского района
Она расположена посередине Московского проспекта, и именно с ней у большинства горожан ассоциируется Московский район. Изначально зона планировалась как жилая. Согласно плану развития района здесь строились только «сталинские» дома.
Позднее появился второй тип сталинского жилья — крупноблочное домостроение. Квартиры в таких домах отличались гораздо меньшими площадями, худшими потребительскими характеристиками. Оба вида «сталинок» представлены на описываемой территории. Сталинскую застройку перемежают несколько кварталов кирпичных хрущевок, построенных в более позднее время. Вдоль Московского проспекта преобладают именно номенклатурные сталинки.
Даже парки — их в районе три (парк Победы, Авиаторов и Городов-героев) — расположены рядом с проспектом. В парке Победы зимой по-прежнему заливают каток, а летом здесь работают лодочная станция и аттракционы. Микрорайон так же характеризуется социально однородностью – здесь живут обеспеченные люди. Как уже говорилось, Центр Московского района пользуется популярностью у творческой интеллигенции.
Юг Московского района
Новые жилые кварталы у станции метро «Звездная» - это ЮГ Московского района. В последние несколько лет здесь активно развивается торговая инфраструктура, а рядом идет интенсивное жилищное строительство. Быстро появляющееся новое жилье высокого качества превращает кварталы у «Звездной» в престижный спальный район.
Эта часть Московского района обладает хорошей транспортной доступностью. Территорию огибает крупная транзитная трасса – Витебский проспект. Микрорайона обслуживает станция метро «Звездная», а неподалеку от северной границы действуют станции «Парк Победы» и «Московская». Престижный Московский проспект, проходящий вне рассматриваемых территорий, тем не менее, оказывает на них существенное влияние и является транспортной доминантой всего района.
Здесь интенсивно ведется новое строительство. Кварталам есть куда разрастаться. В настоящее время активно застраиваются площади вдоль Московского шоссе. Одним из самых активных застройщиков Юга Московского района является компания ЛЭК.