Авангард в архитектуре Ленинграда
Авангард (конструктивизм) в архитектуре Ленинграда — направление в русской (советской) архитектуре второй половины 1920-х — начала 1930-х годов (некоторые объекты вводились до конца 1930-х).
Фотографии домов в стиле Конструктивизм
Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы, Автор: Первушина Елена
nbsp; Русская революция, построение нового государства и общества, «нового быта», восстановление страны после Гражданской войны, борьба с нехваткой жилья, неграмотностью, электрификация и индустриализация поставили перед архитекторами новые задачи. значительная часть построек этого периода представляет собой совершенно новые функциональные типы зданий: дома культуры, дома-коммуны, фабрики-кухни — и новый подход к городскому планированию и застройке (жилмассивы).
nbsp; Новый человек ХХ века должен был жить в мире ясных геометрических форм; мире, свободном от прошлых изобразительных традиций. У человека работающего, активно участвующего в общественной жизни, уже не оставалось времени на неспешное созерцание. На первое место вышли скорость и технологичность. здания, мебель, предметы быта должны были быть удобны не только для потребителя, но и для машин, их производящих. Главным критерием в жизни и искусстве стала универсальность. Человеческая личность оказалась подчинена жестким общественным интересам. Предметы, окружающие человека, тоже потеряли свою уникальность.
Дом – машина для жилья. В этом высказывании Ле Корбюзье предельно четко формулирует цели и задачи конструктивизма. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить возможности новой техники, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.
Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами.
nbsp; Необходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению, порождают градостроительные проекты и новые формы расселения людей.
Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории.
Большинство построек сосредоточено в «зонах роста» того периода — на заводских окраинах, формируя вокруг Петрограда новое кольцо застройки, хотя целый ряд зданий был возведён и в историческом центре.
nbsp; Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов.
Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19-20 вв. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма.
nbsp; Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 г. по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники.
Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.
В истории русского конструктивизма профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т. д. Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения - рабочих клубов.
nbsp; Язык, использованный архитекторами этого периода, весьма разнообразен и разнороден: от полного отрицания накопленного архитектурой опыта до его бережного сохранения для включения в окружающую застройку — но важность функционального назначения здания при его визуализации всегда сохранялась.
В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом "очищается" от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым.
Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни в постреволюционной России, упоение современными техническими возможностями. Архитекторы стиля конструктивизм считали, что в создании архитектурного образа современного сооружения должны принимать участие все элементы здания, даже такие, как вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители, шахты лифтов и т. д., поэтому все их также должен проектировать архитектор.
Советские конструктивисты сосредоточили свои усилия на двух больших задачах: проектировании образцового социалистического города и коммунального многоквартирного жилья для рабочих - домов-коммун. Идя навстречу новым потребностям государства, конструктивисты занимались проектированием и строительством таких типов построек, как конторы, универмаги, санатории, типографии, исследовательские центры, заводы и фабрики, рабочие клубы и гидроэлектростанции.
nbsp; Молодая советская архитектура первых послереволюционных десятилетий реально была в авангарде мировой архитектуры, реализуя или создавая на бумаге самые смелые проекты, среди которых знаменитый Дворец Советов, который так и не смогли построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. С наступлением сталинского тоталитаризма в 30-е годы Россия постепенно теряет свои позиции в архитектуре, и до сих пор их не удается восстановить.
В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. В середине 60-х - 70-х годах традиции и идеи конструктивизма нашли неожиданное продолжение в архитектуре так называемого "хайтек", направления, демонстративно обнажающего не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций.
Основой новой архитектуры стал функциональный подход, провозглашавший примат функционального содержания здания над его формой: всё должно идти от функциональных задач, стоящих перед архитектором (в этом конструктивизм, возможно, неосознанно, был солидарен с модерном). Это действительно привело к возникновению ряда интересных пластических решений. Проекты зданий отличались лаконичностью форм, геометрической чёткостью, подчёркиванием несущих конструктивных элементов. Стилистика конструктивизма хорошо подходила для новых видов строений: многоквартирных домов-коммун, общественных зданий (домов и дворцов культуры, рабочих клубов, универмагов), учреждений и особенно для промышленных строек.
Конечно, разруха и всеобщее обнищание послевоенного мира влияет на искусство (а архитектура ведь тоже одним боком искусство, а только вторым боком строительство), но не так прямолинейно, эта зависимость не прямо пропорциональная, а очень сложная, это вовсе не арифметика. Архитектура прочно связана с живописью и скульптурой, очень сложно и с литературой своего времени. Это единый многообразный поток творческой мысли человечества, именно в этом контексте и надо рассматривать послевоенную (1 я мировая война) архитектуру.
nbsp; Конструктивизм - часть общемирового процесса, но наш российский менталитет на всё общемировое накладывает свои сугубо национальные особенности - склонность к эмоциональному восприятию, обостренность до экзальтации, уж если революция, то такая что реки крови заливают всю страну и вбивают раскол в общество на 70 лет. На западе, такую архитектуру как у нас конструктивизм обычно в литературе называют функционализм. Это самый распространенный в литературе термин, конструктивизм обычно употребляется к России. И в этом есть свой смысл, на западе больше рационализма, больше экономии, и упор делается на строгое удовлетворение функционального назначения зданий и сооружений, западный архитектор, наполовину инженер, умело моделирует технологический процесс, протекающий в здании и адаптирует без излишеств строительный облик к этому процессу, но эстетически это оформляется так как должно в соответствии с новой эстетикой (аналоги в живописи Пикассо, Малевич, Родченко, Кандинский...).
Наши конструктивисты в отличие от западных коллег во многом исходили не из функциональности, а из романтики революционных лозунгов и символов. Для русских это имело большое (типа сакрального) значение. Лозунги революции в 20е годы всем нравились, ведь когда наступила пора НЭПа, все слои общества немного вздохнули и начали жить, и отходить от кровавых разборок Гражданской войны. Появилась надежда впервые после целого десятилетия крови, смерти, голода, калек, инвалидов, развала семьи, да, в обществе был энтузиазм и надежда на светлое будущее, как бы это не звучало сегодня пошло. Чтобы появился наш конструктивизм нужна была эта надежда и этот энтузиазм, т.к. строительная техника у нас была на уровне 19 века. Строили ремесленные артели и сезонно - весной сбивались каменщики и плотники в бригады и ехали в города на заработки и строили те шедевры конструктивизма, вошедшие в учебники истории архитектуры, из всякого хлама от разборки руин и остатков разрухи. На западе, это была архитектура, основанная на отлично отлаженной строительной индустрии, как бы ни была в упадке промышленность Австрии и Германии, но у нас и этого не было. Так что, если запад шел по пути функционализма естественно - там строительные технологические основы архитектуры были продвинутые, смешно было приставлять дорические колонны с капителями к плоским железобетонным плитам огромного пролета и с консолями на 4-5 метров. Сама логика строительного дела сделала бессмыслицей применять ордерные системы украшения на фасаде. У нас этой высокоразвитой строительной техники не было в 20е годы, строили по старинке вплоть до войны 1941 стены из кирпича да перекрытия из дерева, но было возбуждение всего общества, озарение творческих личностей, новый бешеный ритм созидательной жизни, который и стал важной отличительной особенностью архитектурной жизни, породившей советский конструктивизм.
nbsp; Среди жилых домов Ленинграда, построенных в стиле конструктивизма, выделяются две условные категории: «дома для специалистов» и «дома для рабочих», характеристики которых значительно отличались. Пример дома для специалистов: Каменноостровский проспект, 55. В рабочих кварталах строились кирпичные дома с деревянными перекрытиями в 2-4 этажа без ванных комнат. Такие дома можно встретить вокруг площади Культуры, в районе Оборонной и Тракторной улиц, в районе пересечения проспекта Обуховской обороны и проспекта Елизарова, на Кондратьевском проспекте, 40.
Тип дома: кирпичный;
Года постройки: 1920-1930-х гг.
Планировочное решение: дома построены согласно принципу социалистического общежития (рядом с жилыми домами располагались банно-прачечный комбинат, фабрика-кухня, детские и медицинские учреждения - все бытовые удобства были там), и как следствие, отсутствуют бытовые удобства в самих квартирах. Особенно бросается в глаза отсутствие ванны и место для ее установки
Этажность: 4-5, иногда 7-10.
Высота потолков: 2,7–3 м
Площадь: 6-7 кв.м.
Строительные конструкции: деревянные перекрытия, реже – смешанные.
К характерным памятникам ленинградской архитектуры, выполненным в конструктивистском стиле, относятся:
Жилые дома:
- Жилой дом в Мошковом переулке между Миллионной улицей и набережной реки Мойки (Мошков пер., 7-9). 1920.
- Жилой дом в Виленском переулке, 17/5. 1927, архитектор Е. А. Левинсон.
- Жилой корпус понижающей подстанции на 6-ой линии Васильевского острова, 37б. 1928—1931.
- Жилой дом работников завода имени Жданова на проспекте Стачек, 15. нач. 1930-х гг., архитектор Г. А. Симонов.
- Кооперативный дом совторгслужащих на пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова (Каменноостровский пр., 55/29). 1930—1932, архитекторы Е.А. Левинсон, А.Соколов, памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилые дома Невского химкомбината на Октярьской набережной, 22 и 26. 1930—1934, архитектор Н. Д. Каценеленбоген. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом на Опочининой улице, 13. 1930—1939.
- Жилой дом на улице Профессора Попова, 43. 1931, архитектор Е. А. Левинсон.
- (снесён) Жилой дом «Тахитектон» на Крестовском проспекте, 11. 1932, архитектор И.В. Рянгин. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом для рабочих между улицами Бабушкина и Седова (ул. Бабушкина, 61). 1932, архитектор Г. А. Симонов (?).
- Жилой дом завода «Красный треугольник» на углу набережной Обводного канала и Лифляндской улицы (наб. Обводного кан., 156/2). 1932.
- Жилой дом в квартале, образуемом Старо-Невским проспектом, проспектом Бакунина и Полтавской улицей (Невский пр., 146). 1932—1933 (перестройка Меняевского рынка), архитектор И. А. Вакс.
- Первый дом Ленсовета на набережной реки Карповки, 13/10. 1931—1935, архитекторы Е. А. Левинсон, И. И. Фомин.
- Жилые дома на Каменном острове (Каменноостровский пр., 79 и 81). 1932—1934, архитектор К. Д. Халтурин.
- Дом работников Свирьстроя на Малом проспекте Петроградской стороны. 1932—1938, архитектор И. Г. Явейн. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом вторичной понижающей подстанции Волховской ГЭС на углу Большого Сампсониевского и Финляндского проспектов (Б. Сампсониевский пр., 14). 1933, архитектор А. К. Барутчев. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом понижающей подстанции на 27-ой линии Васильевского острова, 8. 1933, архитектор А. К. Барутчев. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилые дома на улице Швецова, 4, 6 и 10. 1934.
- Жилой дом на углу площади Стачек и Старо-Петергофского проспекта (Старо-Петергофский пр., 43-45/3) (угловой дом, в справочнике значится, как 43-45/6). 1934—1936, архитекторы Н. А. Троцкий, А. В. Валевич. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом на Старо-Петергофском проспекте, 56 (в справочнике значится, как дом 54 угол с 6 по пл. Стачек с примечанием «дом по площади»). 1934—1936, архитекторы Н. А. Троцкий, А. В. Валевич. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом на проспекте Энгельса, 55. 1934—1937, архитекторы Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Дом специалистов на пересечении Лесного проспекта и Кантемировской улицы (Лесной пр., 61). 1934—1937, архитекторы Г. А. Симонова, Б. Р. Рубаненко, Л. К. Абрамов, Т. Д. Каценеленбоген.
- Жилой дом специалистов «Иностранный ударник» на пересечении Кронверкского проспекта и Кронверкской улицы (Кронверкский пр., 45/2). 1935, архитекторы В. О. Мунц, Л. Е. Асс. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой дом на Каменноостровском проспекте, 22.
- Жилой дом на Садовой улице, 53.
- Жилой дом, Невский пр., 146
- Жилой дом на углу пл. Стачек и Старо-Петергофского пр.
- Жилой дом на Каменноостровском пр., 22
- Жилой дом специалистов «Иностранный ударник» на Кронверкском пр., 45
Жилые массивы:
- Палевский жилмассив на проспекте Елизарова. 1925—1927, архитекторы А. И. зазерский, Н. Ф. Рыбин. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Тракторная улица в Кировском районе. 1925—1927, архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов.
- Серафимовский городок между проспектом Стачек, улицей Белоусова и Турбинной улицей. 1925—1928, архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Рабочий городок при ГРЭС «Красный Октябрь» на Октябрьской набережной, 90-96. 1926—1933, архитекторы В. А. Альванг, Г. Д. Гримм. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилой комплекс на пересечении улиц Ткачей и Бабушкина. 1926—1929, архитекторы Д. П. Бурышкин, Г. А. Симонов, Л. М. Тверской.
- Жилой комплекс завода «Красный треугольник» на пересечении Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы. 1927—1929, архитектор И. Г. Лангбард. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Бабуринский жилмассив на пересечении улицы Смолячкова и Лесного проспекта. 1927—1930, архитекторы Г. А. Симонов, В. А. Жуковская, Т. Д. Каценеленбоген и др. памятник архитектуры (вновь выявленный объект). часть 1, часть 2
- Жилой комплекс «Городок текстильщиков» на Лесном проспекте, 59. 1927—1934, архитектор Н. Ф. Рыбин. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Кондратьевский жилмассив на Кондратьевском проспекте, 40. 1929—1931, архитекторы Л. М. Тверской, Г. А. Симонов, И. Г. Капцюг, Т. Д. Каценеленбоген. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
- Жилмассив рабочих фарфорового завода на Фарфоровской улице, 14-28. 1930, архитектор А. С. Никольский.
- Жилмассив завода "Большевик" в квартале Рабфакаовской улице и улицы Бабушкина. 1927-1932гг, архитекторы Симонов Г. А., Каценеленбоген Т. Д.
- Жилмассив завода «Электросила» на улице Решетникова, Благодатной улице и проспекте Ю. Гагарина. 1930, архитектор Г. А. Симонов.
- Батенинский жилмассив на Лесном проспекте. 1930—1933, архитекторы Г. А. Симонов, Т. Д. Каценеленбоген, В. Р. Соломонов, П. А. Степанов. памятник архитектуры (вновь выявленный объект). часть 1, часть 2, часть 3
Более подробно о домах и жилых комплексах
Также надо отметить:
- Дома-коммуны и общежития на примере общежития (жилой дом) на Старо-Петергофском проспекте
- Административные и общественные здания:Кировский райсовет, Московский райсовет
- Бани
- Дворцы и дома культуры: Дворец культуры имени А. М. Горького на площади Стачек, Дворец культуры имени Н. К. Крупской на проспекте Обуховской Обороны,Дом культуры имени Ильича (ныне Культурно-досуговый центр «Московский») на Московском проспекте.
- Медицинские учреждения: Больница имени Боткина на Миргородской улице, Профилакторий Невского района на проспекте Елизарова
nbsp;- Образовательные и спортивные учреждения: Школа имени 10-летия Октября (№ 384) на углу проспекта Стачек и улицы Гладкова,
Спорткомплекс «Динамо» на Крестовском острове, Школа (ныне Морской колледж) на Большом Смоленском проспекте
- Пожарные части: Калининская пожарная часть, заставная пожарная часть у Московских ворот
- Фабрики-кухни
- Промышленные здания и сооружения:
- Водонапорные башни: Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик», Водонапорная башня гидролизного завода на улице Калинина
nbsp;- заводы и фабрики:
Мясокомбинат имени С. М. Кирова (АО «Самсон») на Московском шоссе,
Главное здание деревообрабатывающего завода имени Володарского на проспекте Обуховской Обороны,
Фабрика «Красное знамя» на Пионерской улице и другие здания.
nbsp;
Февральский пленум ЛенСовета, обсуждая план городского строительства на 1933 год, указал, что борьба за высокое архитектурно-художественное оформление города есть одна из составных частей борьбы за образцовый Ленинград. Пленум поручил президиуму ЛенСовета разработать соответствующие директивные указания всем проектирующим и строительным организациям и включить в работу по осуществлению контроля за качеством строительства "наблюдение за его архитектурным оформлением в полном соответствии ...".
При ЛенСовете организован специальный архитектурный комитет по просмотру всех архитектурных проектов зданий, сооружений, а также планировки Ленинграда.
nbsp;Понятно, что работа комитета не может проходить замкнуто, не опираясь на пролетарскую общественность города. Её слово, её критика, её повседневный контроль должны явиться решающими в области практического разрешения вопросов, связанных с архитектурно-художественным оформлением города и созданием единого Архитектурного стиля пролетарской революции.
Так началась эпоха постконструктивизма.........
|