Серия 1ЛГ-606. Первая панельная девятиэтажка Первая часть о серии 1ЛГ-606 Продолжение о серии 1ЛГ-606 Третья часть про серию 1ЛГ-606 Мозаики для новостроек Ленинграда 1960-х годов – не редкость. Они появлялись очень много где и в разных техниках исполнения. Среди общих объектов – это ресторан «Олень», станция метро «Маяковская», бассейн у дома бытового обслуживания на Нарвском проспекте и пр. В жилищном строительстве в связи с массовым применением ковровой керамики для облицовки панелей разный цвет плитки позволял создавать разные рисунки и цветовые переходы, поля, зоны. В жилищном строительстве это чаще всего ограничивалось только разным цветом панелей. Но иногда и создавались настоящие рисунки – панно «Мир» на доме серии ОД на улице Седова, композиция «Чайка» на доме серии ЛГ-502 там же и ряд других. Но оформление панели цветной керамикой у всех подъездов зданий серии – это встречается только у серии ЛГ-606. Никогда – ни до, ни после этой серии в таких масштабах не подходили организованно к оформлению целенаправленно каждого подъезда определенного цветового орнамента. Чаще всего в пределах одного здания один рисунок, однако, есть ряд зданий, где применяется два рисунка – они чередуются друг за другом. Все мозаики набирались одним цехом на территории Невского ДСК (ДСК №6). Первые эксперименты с цветом были произведены на панелях серии 1ЛГ-507, когда в торцах на цветном фоне стали появляться разного рода черточки и линии. У домов серии Э5-58 добавилась яркая цветная карнизная лента, а цветные панели (красные, рыжие, голубые, зеленые) стали собираться в поля, которые формировали свой рисунок. Данный цвет, конечно, самый мрачный и неинтересный, хотя имеет и ряд своих преимуществ: на фоне светло-кремовых панелей контрастно выделяется, обозначая входную группу, имеет такой же характер облицовки, что и у панелей подвала, составляя, таким образом, единое с ними решение. В целом, применение такой плитки не обладает сильной выразительностью и не служит характерным примером именно для данной серии. Черные панели были смонтированы и сохранились в таком виде по следующим адресам: 1- Улица Петра Смородина, 20 2- Проспект Энерегетиков, 35-1 (половина входов) 3 – Проспект Энергетиков, 31 4 – Полюстровский проспект, 9 5 – Светлановский проспект, 74-1 6 – 2-я Комсомольская улица, 40-1 7 – Улица Димитрова, 12-2 8 – Купчинская улица, 17-4 9 – Пловдивская улица, 3-2 Адреса домов, в которых установлены панели с данной плиточкой: 1- Улица Вавиловых, 4-1 (2 дома) 2- Улица Вавиловых, 4-2 3 – Улица Вавиловых, 8-1 (2 дома) 4 – Улица Вавиловых, 8-3 5 – Проспект Художников, 33-1 (3 дома) Этот цвет к тому же. Успешно сочетается со светло-синей керамикой ограждений балконов у этого здания, что приводит к созданию эффекта стилистического единства оформления фасада. На этом, к счастью, заканчивается перечень одноцветных панелей с плиточкой, выложенной в строгом порядке и одного цвета. Следующие формы усложняются в двух направлениях: II – Двухцветные композиции из ровных рядов плиточек 4 – Желтый и красный. Здесь мы имеем два варианта – у самого первого дома и у последних домов на проспекте Луначарского. Этот дом был самым первым у серии. Как видим, также простейшее оформление – красные полоски на густом желтом фоне. Ассоциативный ряд к такому трудно выстраивать. Радуют только яркие выбранные цвета. Такой рисунок встречается только на этом доме. 5 - А эта двухцветная композиция появилась уже на излете серии – в 1974 году. Здесь плиточка выложена в шахматном порядке красной с желтой, только она не квадратная в плане, а прямоугольная, вытянутая по горизонтали. Следует признать, что получился довольно гипнотический рисунок. Не отличается особой выразительностью. Такие панели можно встретить на трех домах по проспекту Луначарского (№№66-2,68-2 и 70-1), двух по проспекту Художников (19 и 23) и двух на проспекте Культуры, 22-1. Итого – 7 зданий. III – Двух- и трехцветные хаотические композиции Довольно распространенный вариант. Встречается часто в первом году строительства серии (1966): Северный проспект, 87-1 и 89-1, улица Карпинского, 34-6 и Киришская улица, 5 Карпинского, 38-2 и Северный проспект, 91-1 И самый красный в этом ряду – образец на проспекте Просвещения, 104 7 – зеленый двухцветный. Достаточно редкий представитель. В сочетании со светло-зелеными балконами выглядит очень свежо. Набран крошкой двух цветов – темно-зеленого и светло-зеленого цвета. 8 – Двухцветная крошка голубого (светло-синего) с белым цветом. Довольно распространенный «морской» образец оформления панелей входных групп. Проспект Энергетиков, 30-1. Точно также (только у некоторых домов синий цвет крошки бывает чуть темнее) оформлены подъезды домов на Северном проспекте, 85-1, улице Софьи Ковалевской, 13-2, на улицах Крыленко, 5-1 и 21-2, Тельмана, 40, Учительской, 19-2 и Брянцева, 28. 9 – двухцветный розовый Облицованы по принципу двухцветного зеленого. Такой дом один, и он интересен также тем, что он единственный, у кого этот розовый цвет введен и в ряд панелей на магистральном фасаде здания. – это дом на улице Маршала Тухачевского, 37. К сожалению, есть только такой кадр. Скоро, видимо, закрасят и этот последний кусок этого типа мозаики. 11 – г-образный рисунок из черточек. Монтировался только в 1970 году и только в двух домах. В представителе на Гражданском проспекте, 110-1 «поток» черточек с г-образными элементами вытянут в вертикальном направлении (сверху-вниз). А во втором представителе – на Замшина улице, 27-4 монтажники ДСК эту панель «повернули» - смонтировали под углом 90 градусом по отношению к вышеприведенному примеру. То бишь, вот так: В этом доме (на Замшина, 27-4) встречаются не только такие, «повернутые» черточки, расположившиеся горизонтально, но и следующий орнамент: 13 – «Кавказские горы» - сочетание ромбовидных фигур четырех цветов, собранных в полосы – синего, голубого, зеленого и белого цветов. Встречается только в одном квартале в двух домах. И тоже с чередованием подъездов – один подъезд выполнен чисто черной плиткой, а один – этим интересным узором. Эти два дома – это Бестужевская улица, 31-1 и Замшина улица, 25-2. 15 – Черно-белая композиция «Время». Монтировалась только в 1971 году и встречается только в трех зданиях: Улица Софьи Ковалевской, 5-7, Проспект Науки, 28-3 и улица Ушинского, 18. Достаточно интересный орнамент, не лишенный элемента оптической иллюзии. Появилась в 1968 году, одновременно со следующей, самой высокой вершиной мозаичного творчества на подъездах серии ЛГ-606: «Солнце в мире звезд» - эта мозаика установлена только на доме 73 по Северному проспекту. Композиция «день». Композиция «Ночь». |