Вторая очередь 13-го квартала, или приключения в Совете по архитектуре.
Работа по комплексной застройке 13-го квартала, первая очередь которого была построена в 1952-53гг., продолжилась сразу же — в 1953 году. Таким образом, вторая очередь 13-го квартала была запроектирована чуть-чуть раньше 44-го квартала. Работу над проектом вели в той же мастерской №6 «Ленпроекта» под руководством архитекторов Б. Н. Журавлёва и С. Б. Сперанского.
Речь идет о квартале, ограниченном улицами Решетникова, Севастьянова, Благодатной и Московским проспектом. На знаменитой схеме застройки это корпуса № 15, 16, 17 (фактически это один дом с аркой, поэтому почему он на схеме имеет три номера - не понятно), 18, 19 и 20, расположенные по современным адресам ул. Решетникова 9, ул. Решетникова 13, ул. Севастьянова 4 и ул. Севастьянова 6/34 (угол благодатной улицы)
Схема 13-го квартала. Хорошо видна разница в габаритах домов первой и второй серии
Поскольку первая очередь, несмотря на ряд достижений, подверглась (и на мой взгляд — несправедливо) серьёзной критике, концепцию пришлось полностью поменять. В частности, поскольку критике подверглись «чуждые индустриальной архитектуре» навесные элементы декора (да-да, птички), а также кажущаяся бессистемность планировки и не вполне рациональное разбиение на блоки (эти чисто инженерная придирка, впрочем, безусловно, обоснованная), то в проекте второй очереди в основу легли достаточно простые идеи: меньше навесных деталей, проще и строже фасады, меньше сортамент блоков, рациональнее композиционное решение пространства квартала.
Сказано — сделано. Дома были запроектированы сложной формы, поистине циклопических размеров. Каждый из 4 разновысоких 6-7 этажных) корпуса построены по уникальному проекту, впрочем, с использованием повторяющихся секций. На смену курицам и полукруглым торцовым верандам с колоннами приходят маски львиц, высокие окна цокольного этажа с замковыми камнями, и другие строгие украшения в классическом стиле.
Второй очереди уделено достаточно много внимания в журнале «Архитектура и строительство Ленинграда» №2 1955 год. Оттуда же, из статьи «Проектирование зданий из крупных блоков» В. А. Матвеева взята большая часть иллюстраций.
Корпус 15 — фото 1950-х годов
От колонн и пилястр архитекторы отказаться так и не смогли. У 15-го корпуса - ул. Решетникова 9 имеется дополнительный этаж. На первых двух этажах находятся детские учреждения. Вид фасада разнообразят балконы различной формы, а также небольшая торжественная группа плоских пилястр, обрамляющих вход в ДПШ.
Непростая и в целом инновационная планировка корпусов по-своему удачна. Получается, что дома сгруппированы так, чтобы образовывать уютные дворы с удобным проходом насквозь. Вот так выглядел со двора корпус № 18 - ул. Решетникова 13:
А вот он же, вид с запада, где находится небольшой сквер на улице Решетникова. Здесь видны плоские пилястры по первым этажам:
19-й корпус - ул. Севастьянова 4, имеет размашистые очертания. В центре у него очень торжественная двойная арка. Фасад выходит на улицу Севастьянова.
Основной фасад 19-го корпуса, вид со стороны ул. Севастьянова. 2018 год.
Двойная арка 19-го корпуса в сумерки
20-й корпус, выходящий на Благодатную улицу — Благодатная ул. 34, получился особенно торжественным из-за колоннады, украшающей первый и второй этажи. Вот так выглядел этот дом:
<
На первом этаже дома запроектированы не жилые помещения, в основном - магазины. Продовольственный магазин, расположенный здесь, получил народное название «столбы» — в честь колонн на фасаде. Сейчас там располагается сетевой магазин шаговой доступности.
Фотография из книги «Крупноблочное строительство ’57» красноречивой подписью — и снова досталось «столбам» за якобы излишний пафос.
Кстати на фотографии выше — фасад по улице Севастьянова. Его легко узнать по тому, что выступающая колонная группа из шести объемных колонн выступает из фасада с плоскими пилястрами (на снимке видно слева). Эти группы также украшены балюстрадой и декоративными гигантскими шишками (возможно, это каперсы работы Церители):
Конечно это взгляд дилетанта, но ИМХО фасад имеет вполне «строгий, стройный вид». Ах да, львы! Поскольку орнитологическая мания первой серии была признана несостоятельной, авторы раскаялись в содеяном, и прицепили маски львов на замковые камни окон первого этажа на фасаде по Благодатной.
На углу Севастьянова и Решетникова находится корпус № 18 - ул. Решетникова, 13. Хотя на карте он условно симметричен двадцатому, никаких «столбов» у него нет. Оба уличных фасада обрамлены по первому этажу плоскими пилястрами. Львов на этом доме тоже нет.
Со стороны Решетникова дом имеет торжественную арку, украшенную 6 колоннами. Также с этой стороны отлично видно, как архитекторы с помощью различных форм балконов и их необычного расположения решили разнообразить фасад. На мой взгляд, получилось замечательно:
ул. Решетникова 13. Северный фасад
Тот же фасад чуть ближе. Обратите внимание на изящные балконные решетки. Балконы на четвертом этаже имеют строгие массивные консоли. Балкон на пятом этаже имеет чуть более утонченные, романтичные литые металлические консоли. Полукруглый балкон шестого этажа — самый маленький и лёгкий на вид. Таким образом, стилистика балконов прекрасно сочетается с естественным представлением о гравитации, единый стиль решеток удачно пристроживает разгуляй консолей.
Обойдя этот дом, мы попадаем во двор, где спрятался четвертый корпус ансамбля, современный адрес — ул. Решетникова 9. Этот дом является доминантой двора, а за одно и связующим компонентом, помогающим слиться двум очередям 13-го квартала визуально и духовно. Его северное и южное крыло (на картинке с генплана это корпуса №15 и №16) имеют по 7 этажей. Монументальное и в то же время простое решение этих фасадов могло стать источником вдохновения при проектировании кварталов №58/67 у Московской площади.
Северный фасад дома 9 по улице Решетникова (корпус №16).
Южный фасад (корпус №15, современный вид), также имеет семиэтажную секцию.
Как видно на фото, северный и южный фасад дома — не идентичны. Вообще для второй очереди 13-го квартала характерна некая тяга к асимметрии, к отличиям в тех деталях, которые, казалось бы, логично было сделать идентичными. Я думаю, это говорит о том, что весь квартал — большая история поиска, проб, стремления найти более рациональное и гармоничное решение. Кроме того, сами корпуса такие огромные, что охватить их взглядом целиком невозможно, а поэтому не стоит жалеть о симметрии, которую можно было бы заметить разве что из космоса. В упомянутой статье архитектуру квартала автор характеризует следующим образом:
» Организация внутриквартального пространства здесь продумана лучше … Однако авторы не продолжили практики многократного применения … и запроектировали «штучные» дома, правда, из типового сортамента блоков. Дома имеют сложную конфигурацию и разную этажность в одном и том же объекте, причем разница в этажности (она составляет один этаж) не дает значительного обогащения застройки, но приводит к неоправданной дробности общего объема зданий.
Декоративное убранство крупноблочных домов второй очереди в первоначальном проекте трактовалось весьма сдержанно. Однако городской архитектурно-строительный совет, руководимый главным архитектором города В.А. Каменским, не согласился с представленным проектом. Совет предложил «обогатить» фасады …»
То есть, в статье прямо указано, что изначально проект был ещё проще, однако консервативная верхушка не согласовала. Интересная деталь, при разработке кварталов №58/67 Совет снова сопротивлялся минимализму отделки, но с тот раз коллектив авторов настоял на своем…
Статья повествует, что именно по настоянию Совета в квартале появилась и колоннада, и львы, и прочее. Сортамент блоков увеличился до 300. Существенно усложнился монтаж, увеличились сроки. Короче говоря, административный корпус выстрелил в колено индустриализации строительства. Вместе с тем автор статьи отмечает, что «… дворовые фасады решены тактично и правдиво. В их композиции основную роль играет ярко воспринимаемая разрезка стены, хорошо найденные пропорции проемов, балконы с металлическими ограждениями скромного простого рисунка.»
Та самая «правдивая» отделка дворовых фасадов
В чем-то критика, безусловно, справедлива. Конечно, «столбы» ухудшили инсоляцию жилых помещений второго этажа в 20-м корпусе. И безусловно, с точки зрения «догоним и перегоним», вторая очередь явилась где-то шагом назад. Дома сложной формы, с большим количеством деталей, возводились не быстро, некоторые визуальные решения можно назвать спорными. В то же время, критика эта по большей части предназначается городскому Совету по архитектуре. С другой стороны, дома-то получились отличные: с большими квартирами, уютными удобными для прохода дворами, встроенными садиками, лифтами и так далее.
Арка в центре 17-го корпуса, вид из внутренней территории
Граница первой и второй очереди в сумерках
Блоки угловой парадной, корпус 19
Отделка под крышей во всем квартале - дань классике
Двор в сумерках
Наступает вечер
<
Торцы корпусов местами решены тоже спорно. Вот например забавная деталь — балконный блок без балкона на третьем этаже?
Здесь хозяева благоразумно поставили решеточку:
В торцах также достаточно странная разрезка по блокам. Скорее всего, это объясняется инженерной необходимостью.
Двор 20-го корпуса (дома со столбами - Благодатная ул. 34/6)
Что касается внутреннего убранства, мы вряд ли можем сказать что-то плохое про квартиры в этих домах. 2-3 и 4-комнатные (в угловых парадных), просторные, с прекрасными планировками, они по праву могли бы считаться если не элитным жильем, то как минимум комфорт-классом. Типовые планировки приводятся в книге «Крупноблочное строительство» ’57:
Тут к нашему предмету относятся две нижние схемы — д и е.
В общем, судите сами, насколько вторая очередь 13-го квартала успешна. Рассуждать о ней можно долго, но где-то надо поставить точку. Поэтому на сегодня мы попрощаемся с одним из, на мой взгляд, уютнейших кварталов Ленинграда - Петербурга, чтобы обязательно вернуться сюда снова.
Мы выходим на Благодатную, и уезжаем на весело звенящем трамвае куда-то в темнеющий город, а тринадцатый квартал остается, и «курицы» на своих насестах засыпают, и львы на замковых камнях зевают гипсовыми пастями. Пока.
|