<20-й квартал: Часть первая - Северная сторона. Тайна океана. 20-й квартал Московского района, относительно небольшой по площади, ограничен улицами: Свеаборгской, Благодатной, Севастьянова и Кузнецовской. Со стороны Благодатной улицы он застроен комплексом не слишком примечательных по своей архитектуре и достаточно мрачных домов. Обходя квартал с северной стороны, вы вряд ли заподозрите, что там есть что-то способное поразить воображение… Эти три дома были построены в 1952-1953 гг. по проекту архитекторов А. И. Гегелло и В. С. Васильковского. Дома решены в двух-трехрядной разрезке фасада по блокам, и отделаны достаточно умеренным декором. Но присмотримся повнимательнее. Архитекторы и оформители дали волю фантазии и в отместку за простую форму зданий, продиктованную индустриальным методом строительства, как следует отыгрались на литых элементах оформления. Например вот такие птицы клюют семечки подсолнуха над парадными дома 51 по Благодатной улице: А вот такие осьминоги охраняют квартал со стороны улицы Севастьянова: Ещё одна водная деталь — чешуя под внешними подоконниками первого этажа: Эркер поддерживают рыбки. А ещё здесь постарался Лобачевский. Так этот дом выглядит «в полный рост». Эркеры, балконы на изящных консолях, бордюр под крышей. Это дом напоминает о море и своей мрачной красотой, и тематическим декором. Дворовый фасад дома с осьминогами тоже прост, строг и мрачен. Изящная форма окон (все двустворчатые, в отличие от уличного фасада) и небольшой бордюр под крышей — вот и все. Внутри — комфортные квартиры с высокими потолками, отвечающие самым строгим требованиям того времени, да и по современным мерками- комфортное и просторное жильё. В доме были сквозные парадные, но теперь вход только со двора. С наружной стороны парадная выглядит так: Дом по Свеаборгской 6 — симметричен, осьминоги есть и там. Центральный корпус соединен с «морскими» флигелями вот такими массивными арками с колоннадами по верху. Довольно романтичная деталь, не так ли? Вторая колоннада счастливо избежала остекления, и мы можем видеть, что она достаточно странная. Вместе с тем она прекрасно вписывается в ансамбль. Мы уже упоминали изящные кованые консоли балконов. Пора присмотреться особенно внимательно к угловым балконам. Узенький, очень длинный, обходящий угол — он явно создан не для хранения покрышек. И к чести жителей этих квартир — не используется по этому назначению. Таким образом, эти дома удивляют необычной, потаённой красотой. Они пленяют несвойственной сталинской архитектуре, непрямолинейной харизмой. Мелкие детали, напоминающие о море, вызывают в воображении сказочные и романтичные образы. Ещё больше романтики добавляют этим домам изящные витые консоли балконов, составляющие уместный контраст несколько вычурному, плотному оформлению эркеров. Удивительно, несвойственно, но очень органично выглядят массивные арки, увенчанные тяжеловесными колоннами. Наконец, сам цвет фасадов — бурый, мрачный, напоминающий асфальт. Именно он на первый взгляд отталкивает прохожего, вернее, маскирует дома со всеми их тайнами и деталями, делает их как бы фоновым, нависшим над всем и потому привычным бастионом, защищающим нутро квартала. «А там есть, что защищать?» — спросите вы,— «Неужели эти свирепые осьминоги что-то скрывают? Для чего несут свою службу?» О, поверьте, им есть что скрывать. Внутри этого маленького и малонаселенного квартала — немало тайн, и дома в серой чешуе вполне достойно выполняют свою миссию. 20-й квартал: Часть вторая - южная сторона. При чем тут Вашингтон? Так уж получилось, что крупноблочные кварталы Московского района расположены несколько в глубине, ни один блочный дом прямо не смотрит на Московский проспект. Дома расположены группами или линейно, строились они в разное время, поэтому создают каждый свое впечатление. Однако есть и общая черта. Все дома к северу от Парка Победы, кроме одного, не превышают в высоту 7 этажей. Гуляя по Кузнецовской улице, очень сложно не заметить дом № 44, построенный в южной части 20-го квартала в 1954-55 гг по проекту архитекторов Б. Н. Журавлева, В. А. Зотова, А. Д. Каца и инженера Н. И. Дюбова. Он поражает воображение сразу и надолго. Во-первых, он просто огромен. Нечасто можно встретить 12-этажный сталинский дом в Петербурге. До ещё и крупноблочный. По меркам Москвы или Киева это, конечно, ерунда, но в нашем городе такие дома очень редки. Ну а в Московском районе он вообще единственный. Даже Дом Со Шпилем имеет всего 9 жилых этажей, 10й этаж технический. Причем поражает не только высота. Высотность традиционно достигается за счет башен или шпилей, что придаёт домам легкий привкус неоготики, делает их стремящимися, тянущимися вверх. Но не 6-й корпус 20-го квартала. Основу проекта составляют две 12-этажные секции по сторонам. Центральная часть чуть более протяженная и имеет 10 этажей. Поэтому получается ощущение некого монолитного бастиона, нависшего над парком. Вот так выглядел этот дом в 1959-м году. Сейчас снять его целиком из парка проблематично из-за полувековых деревьев. Вот так всё начиналось: На иллюстрации видно, что боковые корпуса уже готовы, то есть средняя часть возводилась в последнюю очередь. Ещё одна примечательная деталь: с внешней стороны 4 этажа полностью отделаны бриллиантовым рустом. По верху реста и по крыше идут небольшие ограждения с колоннами. Верхние этажи свободны от отделки, и можно достаточно хорошо рассмотреть блоки. Видно что у дома по большей части двухрядная разрезка. К тому моменту она уже была признана оптимальной. Дом нависает над парком. Ситуацию несколько спасает светлый тон блоков. Вообразите этот дом таким же темным как северный ансамбль 20-ого квартала! Зловеще. Среди жителей района дом получил не очень логичное, но запоминающееся прозвище: «Вашингтон». Почему это так- остаётся догадываться. Скорее всего высота дома дала повод считать его неким подобием небоскрёба, а небоскрёб это США, а столица США — этот самый небольшой городок. Но название прижилось, его можно услышать от местных и по сей день. Удивительно: уже через два года после постройки дом критиковали. Вот, что пишет коллектив авторов книги «Крупноблочное строительство в Ленинграде»: «Принципиально неверным является архитектурное решение 7-12-этажного крупноблочного здания в южной части 20-го квартала. Фасады этого дома, запроектированные в духе итальянского ренессанса, чужды современному облику жилого дома и индустриальным методам строительства. Стены четырех нижних этажей … декорированы приставными (к основной стене) блоками, имитирующими «бриллиантовый» руст. В верхних же этажах четко выражен рисунок крупноблочной кладки из трех видов блоков. Такое смешение выявленной крупноблочной стены с имитацией каменной кладки подчеркивает противоречивость и несуразность архитектуры здания. Кроме того, применение приставных блоков, утолщающих стены на 65 см, ухудшает инсоляцию помещений, осложняет и значительно удорожает строительство (количество типоразмеров блоков для этого здания достигло 600).» Почему те же аргументы не всплыли на этапе проектирования и подготовки технической документации? Об этом мы можем только догадываться, но то, что дом был достроен, конечно, замечательно. Скорее всего, проект был утвержден до знаменитого постановления 1955 об устранении излишеств. Критика относится уже к моменту, когда ветер подул в другую сторону — был взят курс на скромность и удешевление. В Ежегоднике ЛОССА за 1955 год приводится ещё более пафосный вариант проекта: Отметим, на иллюстрации не упоминается, что дом задуман крупноблочным. Также интересно наличие некой площади перед ним. При наличии такого большого открытого пространства, дом выглядит уже не как нависший бастион, а как нормальная доминанта в ансамбле. Короче говоря мне кажется, что критика, хоть и справедливая, не учла того, что проект был задуман и осуществлен прямо в момент смены концепций, чтоб не сказать эпох. Именно поэтому там есть и наследие ампира, и «неловкое оголение» его крупноблочной души. Вообще архитектор Журавлёв — настоящий герой эпохи крупноблочного Ленинграда. Его творения есть и в «старых» кварталах — 13, 19, 20, 21. Он же позднее принимал участие в разработке 1-415 серии крупноблочных домов. Однако вернемся к «Вашингтону». 7-этажные флигели примыкают к высокой части с обеих сторон, защищая внутренность квартала от шума улицы. Заглянем во двор. Флигеля имеют форму скобок, загнутых в сторону двора. Внутри у гиганта — душевный двор с детской площадкой и разными спортивными приспособлениями. Двор очень большой и уютный, поскольку прикрыт со всех сторон. Обратная сторона главного корпуса изнутри выглядит не столь представительно…Однако снова выручает светлый тон блоков, ощущение простора и хорошее озеленение территории. На линии стыковки 10-этажной части с 12-этажной видны достаточно странные блоки и укороченные окошки в парадной (вероятно их размер продиктован соображениями тепла). Некоторая критика, о которой написано выше, все-таки имеет под собой объективные основания. По крайней мере такие странные по форме блоки мне больше нигде не доводилось видеть. Ещё один не очень ловкий момент — стык флигеля с башней центральной части. Такая неоправданная узкая ниша немного повреждает линию крыши. Последствия пожара не были устранены, хотя обгорела только одна комната. Это наводит на мысли о коммуналке. В общем двор, как и весь дом, производит очень приятное впечатление, этакий добродушный гигант. С четвертой стороны дом замыкает панельный дом серии "Оптима", построенный в 1990-е годы двадцатого века. Дом с красной крышей расположен достаточно далеко, кроме того он удачно вписан в цветовую гамму квартала, поэтому совершенно не мешает. В общем, насколько «Вашингтон» выглядит неприступным и дорогим снаружи, настолько со двора он уютный и душевный. Этот пример лишний раз показывает, как важны простор, зелень, продуманность внутридворовой территории. Автор: Slum spy. |